В тёплое время года многие южноуральцы планируют посещать водоёмы. При этом, не соблюдая меры безопасности, они рискуют жизнью. В рамках мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах в весенне-летний период и профилактических мероприятий, посвящённых навигации и нерестовому периоду, инспекторы Государственной инспекции по маломерным судам совместно с инспекторами рыбоохраны проводят совместные патрулирования. Сейчас действуют Правила пользования маломерными судами на водных объектах РФ, утверждённые приказом МЧС от 06.07.2020 года. Согласно п. 11 Правил, при плавании должны быть одеты в спасательные или страховочные жилеты: а) лица, находящиеся на водных мотоциклах (гидроциклах), на буксируемых маломерными судами устройствах (водных лыжах, подъёмно-буксировочных системах, надувных буксируемых и иных устройствах), б) лица, находящиеся во время движения на беспалубных маломерных судах, в) лица, находящиеся на открытой палубе маломерного судна (либо на беспалубных маломерных судах) во время шлюзования или прохождения акватории порта; г) дети до 12-летнего возраста, находящиеся вне судовых помещений.
При этом применяемые на маломерном судне индивидуальные спасательные средства должны соответствовать размеру и массе лиц, их использующих, и при применении должны быть застёгнуты и обеспечивать закрепление на теле пользователя, исключающее самопроизвольное снятие при падении в воду.
Правилами определено, что отсутствие индивидуальных спасательных средств по количеству лиц, находящихся на борту, или их неисправность, а также в целом несоответствие нормам комплектации и оборудования судна, установленным техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности маломерных судов», относятся к неисправностям, при наличии которых запрещается эксплуатация судов. Эта норма введена в отношении судоводителей всех маломерных судов.
Согласно ч. 3 ст. 11.8 КоАП РФ за это нарушение предусмотрен административный штраф от 15 до 20 тысяч рублей с задержанием судна и постановкой на специализированную стоянку. Ранее же применялась статья 11.10 (штраф от 300 до 500 рублей).
Закреплена ещё одна норма, направленная на безопасность детей, — перевозить на судне детей до 7-летнего возраста без сопровождения совершеннолетнего запрещено.
Обеспечение безопасности пассажиров при посадке, высадке и на период пребывания на судне также является обязанностью судоводителя. Такие меры призваны предупредить гибель людей при падении с маломерных судов во время движения в связи с нарушением правил маневрирования, с резким ухудшением погодных условий, с наездом на подводные препятствия.
ГОСТ Р 58108-2019 «Индивидуальные средства спасения на воде. Жилеты спасательные и страховочные. Общие технические условия» вступил в действие с 1 мая 2020 года. В зависимости от особенностей водного объекта, удаления от берега жилеты разделены на три уровня плавучести (УП): 150; 100; 50. Жилеты с УП-150 предназначены для общего использования в море. Жилеты с УП-100 предназначены для использования в морских районах или внутренних водных бассейнах с высотой волны до 2 м и удалением от берега не более 12 морских миль. Жилеты с УП-50 могут быть использованы на водных объектах с высотой волны до 0,25 м и удалением от берега не более 500 метров. Жилеты с УП-150 и УП-100 являются спасательными, жилеты с УП-50 являются страховочными.
Для комплектации маломерных судов (в соответствии с нормами снабжения судна), эксплуатируемых в районах плавания категории сложности IV (плавание в морских районах или внутренних водах с вероятной силой ветра до 12 метров в секунду, высотой волны до 0,6 метра 3-процентной обеспеченности и с удалением от мест убежищ или берега до 2,7 морской мили) применяются спасательные жилеты с уровнем плавучести не менее 100. Основные требования, предъявляемые к данным жилетам:
— надводная часть (кроме застёжек молний, лент и фурнитуры) должна быть окрашена в ярко-красный или оранжевый цвет;
— обязательное наличие световозвращающих элементов на надводной части жилета, заметных на плаву сверху и со всех направлений вокруг;
— обязательное наличие пахового ремня.
Дополнительно спасательные жилеты могут быть снабжены свистком с прикреплённым к нему шнуром, а также аварийным световым сигналом. Материалы (наполнитель) или газ (воздух) в камере жилета должны обеспечивать его плавучесть. Использование сыпучих гранулированных материалов для обеспечения плавучести жилета не допускается. Фактическая плавучесть, заявленная на маркировке жилета, должна соответствовать массе пользователя.
Уважаемые судовладельцы, просим вас учитывать требования данного ГОСТа при подготовке маломерных судов к эксплуатации в навигацию 2024 года, а также в ходе подготовки маломерных судов для освидетельствования на годность к плаванию.
Кроме того, сотрудники ГИМС и рыбоохраны напоминают рыбакам о нерестовом периоде, который продлится до 15 июня.
Государственный инспектор по маломерным судам группы патрульной службы №1 Центра ГИМС ГУ МЧС России по Челябинской области Вячеслав БЫКОВ