В преддверии Дня работника автомобильного транспорта, который будет отмечаться в нашей стране в воскресенье, 29 октября, представляем интервью с одним из тех уфалейцев, для кого этот день является профессиональным праздником, — водителем автобуса «Уфалейской транспортной компании» Виктором Ежовым.
Каждый решает сам
С водителем ООО «Уфалейская транспортная компания» Виктором Ежовым мы встретились после его возвращения из Екатеринбурга. Высадка пассажиров из автобуса (маршрут №563) не заняла много времени по причине их малочисленности.
— Всего десять человек ехали, — начал беседу Виктор Леонидович. — И, в принципе, это теперь обычное явление. Да, когда-то пассажиров был полный автобус, но с тех пор уже много лет прошло…
— Почему же так мало людей ездит?
— Однозначно трудно сказать. Кто-то предпочитает поезд, многие на своих машинах передвигаются. Может, для кого-то автобус действительно слишком дорогое удовольствие. Билет до Екатеринбурга стоит 260 рублей, для студентов проезд — 155 рублей. Да, пригородный поезд дешевле, но до вокзала надо ещё добраться. А к утренним поездам люди едут только на такси. Так что в целом выйдет ещё дороже, чем на автобусе… Но каждый решает сам, на каком виде транспорта ему ехать, исходя из финансовых возможностей, соображений удобства, других обстоятельств…
— Виктор Леонидович, как Вы стали водителем? Что повлияло на выбор профессии?
— Вопрос непростой. Так уж сложилось… Возможно, повлияло то, что водителями автобусов работали и мой дед, Афанасий Ильич, и отец, Леонид Афанасьевич. Получается, я — потомственный водитель.
Родился я в Уфалее в 1961 году. В АТП пришёл ещё до армии, начинал слесарем. После службы окончил курсы в Челябинске, и с 1982 года работаю водителем автобуса. Первые два года обслуживал городские маршруты, потом перешёл на межгород. Правда, был у меня и перерыв — уходил на «Уфалейникель», в цех ВЗТ. Там года два проработал, но вернулся на прежнее место. Видимо, просто уже «прикипел» душой к пассажирским перевозкам. Не мыслю жизни без них…
— Кстати, Ваш коллега Михаил Петров три года назад во время нашей беседы сказал, что Ваш отец, Леонид Афанасьевич, помогал ему осваивать «Икарус»…
— Это действительно так. А сам Михаил Петрович был моим наставником на автобусе данной марки. Позднее я в свою очередь стажировал его для работы на «Daewoo». Вот так мы и учимся друг у друга…
«Дороге нужен капремонт»
— Вы обслуживаете только междугородные маршруты?
— Да, это мой основной профиль. Езжу и в Челябинск, и в Екатеринбург. Но, кроме того, совместно с коллегами, ещё обслуживаю и маршрут до Нижнего Уфалея. У нас составлен график. Согласно ему мы и работаем. Всегда помогаем друг другу. Мы же одно дело делаем…
— Кстати, что касается Нижнего Уфалея… Проблема нелегальных перевозчиков — так называемых «бомбил» — здесь по-прежнему актуальна?
— Конечно! Они отбирают у нас пассажиров, а значит — и наши доходы. И, к сожалению, ситуация со временем не меняется, хотя вроде бы какие-то меры принимались. При этом никаких гарантий безопасности пассажирам «бомбилы» не дают. И люди, которые пользуются их услугами, действительно рискуют здоровьем и даже жизнью. Но это их выбор. Мы же не можем никого заставить ездить на наших автобусах…
— Ещё одна проблема — состояние дорог. Особенно трассы в сторону Полевского. Наверняка это тоже сказывается на количестве пассажиров в автобусе до Екатеринбурга…
— Да, ездить по этой дороге не самое приятное удовольствие. И не только на легковых машинах, но и на автобусе. Износ техники увеличивается. Дело дошло до того, что весной этого года в связи с неудовлетворительным состоянием дороги были отменены рейсы до Екатеринбурга — как из Уфалея, так и из Нязепетровска. Примерно месяц автобусы не ходили.
Но сейчас дорогу подровняли, получше стало ездить по ней. Но, разумеется, полностью решить проблему может только капитальный ремонт дороги. Вопрос: когда он будет? Сроки же уже не раз переносились…
Надежда — на внуков
— За время работы Вы освоили автобусы разных марок. Много лет водили «Икарус», а сейчас — корейский «Daewoo». Какой из них, на Ваш взгляд, лучше?
— Знаете, однозначно сказать трудно. У каждого автобуса свои преимущества. «Икарус» — хороший автобус. Он проще в эксплуатации, чем корейские машины. Летом на нём можно без кондиционера ехать. С другой стороны, в автобусах «Daewoo» больше электроники, а это тоже важно.
— Большой опыт помогает Вам в работе?
— Разумеется. Когда столько лет работаешь, знаешь все тонкости своего дела. И все твои действия доведены уже до автоматизма. Но это ни в коем случае не снимает с водителя ответственности за жизнь и здоровье пассажиров, которые находятся в автобусе. Никакая, даже самая совершенная, техника не заменит добросовестного отношения человека к своей работе. И это касается не только нашей, но и любой другой профессии. Так что так называемый «человеческий фактор» был и остаётся главным в каждой сфере деятельности, что бы там ни говорили.
Конечно, в дороге за столько лет всякое бывало. Но, к счастью, лично у меня всё заканчивалось благополучно. Профессионализм водителя автобуса в том и проявляется, чтобы обеспечить безопасность пассажиров.
— А здесь большое значение имеет и здоровье водителя…
— Безусловно. Требования здесь очень строгие. И это вполне оправданно. Я прохожу медкомиссию перед каждым рейсом в Уфалее, а потом — в Челябинске или Екатеринбурге, перед отправлением в обратный путь. Мы же людей везём и отвечаем за их жизнь!..
— Вы продолжаете дело отца и деда. А Ваши дети последовали Вашему примеру?
— Нет. У меня две дочери (одна живёт в Екатеринбурге, другая — в Уфалее). Но у меня подрастают два внука. И, может, кто-то из них пойдёт по стопам деда (смеётся).
— На этой оптимистической ноте мы и закончим нашу беседу. Спасибо за откровенный и содержательный разговор, Виктор Леонидович. Поздравляем Вас с профессиональным праздником — Днём работников автомобильного транспорта. Крепкого Вам здоровья, семейного благополучия и оптимизма! Счастливого пути!
…Беседа закончилась. А жизнь продолжается. Завтра Виктор Ежов снова отправится в рейс — теперь уже в Челябинск. Ведь дорога стала его судьбой…
Мнение коллеги
Директор ООО «Уфалейская транспортная компания» Николай Зайцев:
— Виктор Леонидович Ежов — это настоящий профессионал своего дела, который доказал верность ему многолетним трудом. Главные его качества — надёжность, ответственность, забота о безопасности пассажиров. Ценный, опытный специалист, он всегда готов помочь коллегам в трудной ситуации, чем и заслужил уважение в коллективе.
От всей души поздравляю Виктора Леонидовича, всех работников и ветеранов нашего предприятия с профессиональным праздником. Желаю здоровья, семейного счастья, бодрости духа, успехов в нелёгкой, но такой социально значимой работе. Пусть ваша дорога всегда ведёт вас к достижению поставленных целей!