«Вебер» решил погрузиться в тему «цифровых профилей» россиян: жители страны рассказали, где они общаются и что думают об аккаунтах несовершеннолетних.
«Вебер» — совместный проект АНО «Диалог» и АНО «Диалог Регионы» по исследованию общественного мнения с использованием современных онлайн-инструментов.
Общение россиян поровну распределилось между цифровым и личным: 54% чаще общаются со своими знакомыми в интернете, а 53% предпочитают личное общение. Опрошенные делятся в интернете с друзьями и близкими поздравительными открытками и сообщениями (40%).
Большинство мужчин предпочитают все же личные встречи (60%), а молодёжь в возрасте 18-34 лет — наоборот, склонна выбирать общение в интернете (75%). При этом за последний год почти половина респондентов (48%) не заметила изменений в формате общения с друзьями, близкими и знакомыми, а 12% стали общаться чаще, но именно онлайн.
Для общения с близкими и родственниками россияне выбирают WhatsApp (63%). Далее следуют ВКонтакте (49%) и Telegram (35%). Молодёжь чаще всего использует для коммуникации с близкими именно ВКонтакте (66%).
Говоря о несовершеннолетних детях, 67% опрошенных считают, что создавать аккаунты для них скорее не нужно. Фото своих детей не выкладывают 44% родителей. А вот 28% согласны с утверждением, что лица детей нужно скрывать в интернете, чтобы другие пользователи их не сглазили.
«Любопытный результат – 67% россиян считают, что не нужно создавать аккаунты детям. Как социолог я вижу в этом определенный общественный тренд и запрос, но как человек понимаю, что цифровые аватары – это уже наша реальность. У моего сына первый аккаунт в соцсети появился до 14 лет, как и у многих подростков. Это ни хорошо, ни плохо. Дети все равно будут заводить себе аккаунты в сети, просто родителям нужно быть в курсе жизни своего ребенка, в том числе и виртуальной. А для безопасности лучше всей семьей повышать цифровую грамотность: она необходима и детям, и взрослым», — добавила руководитель социологического агентства «Вебер», начальник управления социологии АНО «Диалог» Елена Удалова.
У 52% россиян основной аккаунт в интернете является открытым, у 44% — закрытым. 14% признались, что у них есть фейковые страницы. Опрошенные рассказали, что фейковые аккаунты они заводят из-за желания скрыть свою личность, включая ФИО и иные персональные данные (37%), а также для работы (15%) и наблюдения за жизнью людей, у которых они с основного аккаунта заблокированы (15%). Еще 8% заводят фейковые страницы, чтобы разыграть своих друзей, а 5% — для того, чтобы следить за жизнью бывшего партнёра/супруга.
Говоря о себе, россияне считают, что они довольно-таки скрытны: в интернете могут поверхностно рассказать о своей жизни (35%), а некоторые абсолютно ничем не готовы делиться (32%). Большинство опрошенных никогда не рассказывают в сети о своих личных проблемах, трагедиях или переживаниях (75%).
Сталкивались с ситуацией, когда мошенники взламывали аккаунты их знакомых и просили под ложными предлогами перевести деньги 69% россиян. А переводили мошенникам свои деньги 7% респондентов, попадавших в такую ситуацию.
Отвечая на вопрос, что должно случиться со страницей человека в интернете после его смерти, 40% сказали, что такие аккаунты должны быть удалены, 33% отметили, что в подобных аккаунтах должна стоять метка о том, что человек ушел из жизни. Еще 9% выступили за то, чтобы после смерти человека его страница была передана родственникам, а 7% считают, что после смерти человека аккаунт должен оставаться таким же, как и при жизни.
Данные социологического агентства «Вебер» — проекта АНО «Диалог» и АНО «Диалог Регионы». Изучение общественного мнения проводилось АНО «Диалог Регионы» 11 января 2024 года в сети методом River Sampling среди 1 500 россиян старше 18 лет.