Проблема ДТП на железнодорожных переездах по-прежнему остаётся актуальной как для России в целом, так и для Южного Урала. На этот раз в «Теме номера» вспоминаем основные правила безопасности и последствия их несоблюдения.
Несмотря на то, что ДТП, которые происходят на переездах, достаточно редки по сравнению с другими видами аварий, они, как правило, имеют гораздо более серьёзные последствия. Любой водитель с автошколы знает, что тормозной путь локомотива составляет в среднем 800 метров. Исходя из этого, нужно правильно проезжать железнодорожные пути — только в установленных местах, соблюдая осторожность и с повышенным вниманием. Мы не будем рассказывать, какие знаки информируют водителя о приближении к переездам, какими пунктами правил надо руководствоваться при их проезде. Причина банальна — если у вас нет этих знаний, вам нельзя за руль ни при каких обстоятельствах. Но напомним некоторые азы.
Подъезжая к переезду — не важно, регулируемый он или нет — уменьшите скорость. Решая, до каких пределов это делать, руководствуйтесь дорожными знаками и состоянием дорожного покрытия на пересечении. Двигаться через переезд надо с небольшой постоянной скоростью. Для этого перейдите заранее на пониженную передачу. Внимательно следите за положением шлагбаума, за световой и звуковой сигнализацией. Начинайте движение через переезд только при открытом шлагбауме и выключенной звуковой и световой сигнализации. Если хоть одна из систем включена, то даже при открытом шлагбауме движение через переезд запрещено. И запомните — во всех случаях, приближаясь к переезду, водитель независимо от положения шлагбаума и сигнализации должен убедиться в отсутствии приближающегося поезда.
9 сентября этого года на регулируемом железнодорожном переезде (без дежурного работника) на 901-м км перегона Мегион — Нижневартовск при исправно действующей переездной сигнализации допущено столкновение грузового автомобиля “Iveko Trakker” под управлением водителя 1991 г. р. с пассажирским поездом №346 сообщением Адлер — Нижневартовск. Автомобиль въехал на скорости в пятый вагон поезда. 12 пассажиров и два работника поездной бригады доставлены в больницы, водитель в реанимации. До момента столкновения водитель не реагировал на подаваемые звуковые сигналы большой громкости.
6 октября этого года на регулируемом переезде станции Петушки, обслуживаемом дежурным работником, при исправно действующей автоматической переездной сигнализации, допущено столкновение поезда с автобусом «Мерседес». При следовании поезда со скоростью 90 км/ч машинист увидел стоящий на переезде автобус и применил экстренное торможение, но из-за малого расстояния предотвратить столкновение не удалось. Погибли 16 человек.
Но что делать, если автомобиль совершил вынужденную остановку на самом переезде? В первую очередь высадите всех пассажиров из машины. Затем водитель должен принять все меры для освобождения путей. Если нет такой возможности, надо послать по одному человеку на расстояние одного километра в обе стороны от переезда (если людей мало, то одного человека отправляем в сторону с худшей видимостью). Они должны подавать сигнал остановки, делая круговые движения рукой. Было бы отлично, если бы в руке была яркая тряпка или фонарик, если дело происходит в сумерках или ночью. А если водитель один, то он должен подавать сигнал SOS — один длинный и три коротких звука.
Самообладание, концентрация и спокойствие — благодаря им можно избежать серьёзных последствий и жертв.
Памятка от «РЖД» по безопасности на переездах
1.При подъезде к железнодорожному переезду водитель обязан руководствоваться требованиями дорожных знаков, светофоров, разметки, положением шлагбаума и указаниями дежурного по переезду и убедиться в отсутствии приближающегося поезда (локомотива, дрезины).
2.Запрещается выезжать на переезд:
— при закрытом или начинающем закрываться шлагбауме;
— при запрещающем сигнале светофора;
— при запрещающем сигнале дежурного по переезду;
— если за переездом образовался затор, который вынудит водителя остановиться на переезде.
3.Запрещается объезжать с выездом на полосу встречного движения стоящие перед переездом транспортные средства.
Все охраняемые железнодорожные переезды оборудованы устройствами заграждения переезда (УЗП). В поднятом положении крышка УЗП представляет собой механическое препятствие для выезда транспортных средств в зону переезда, но не является препятствием для выезда из зоны переезда транспортного средства, оказавшегося на переезде.
4.Будьте особо внимательны при приближении к железнодорожному переезду! Неукоснительно соблюдайте правила дорожного движения. Не подвергайте опасности себя, ваших пассажиров и людей, находящихся в зоне переезда.
Глас народа
«Со мной такое было. Это страшно»
А были ли уфалейцы свидетелями нарушения ПДД при пересечении железнодорожного переезда? Как к этому относятся?
Константин, 44 года:
— Я не только был свидетелем, но и сам стал заложником такой ситуации. Как-то возвращался из Кыштыма в Уфалей, и на свободном Маукском переезде машина заглохла и встала. Как назло, переезд начал закрываться, поднялись барьеры. Мои пассажиры, а это вся семья, пятеро человек, из них двое несовершеннолетних детей, принялись выталкивать машину с переезда перед приближающимся поездом. Это страшно. Но, знаете, ни один к нам не подошёл и не помог, только дежурный по переезду кричала и торопила.
Надежда, 36 лет:
— Я не сталкивалась с таким, хотя и сама не первый год за рулём, но что в таких случаях надо делать, я знаю. Однако, если я увижу на переезде стоящую фуру, могу и растеряться. Ведь её не столкнёшь с переезда. А специально нарушать вряд ли кто будет. Как можно пытаться проехать перед поездом? Хотя, наверняка, есть такие нарушители, ведь иначе бы не было столько информации и жертв.
Иван, 25 лет:
— Когда опускается шлагбаум, то всё понятно и просто. На переездах, где нет шлагбаума, есть световая и звуковая сигнализация, такой переезд, я знаю, есть около Кувалжихи, когда в Кыштым едешь через Маук. Тут тоже всё предельно ясно. Если нет ничего, то остановись, посмотри по сторонам и езжай себе дальше, если путь свободный. Нарушать правила на переезде? Для чего? Рисковать собой и пассажирами — это ненормально. В моей практике я не видел таких водителей.
Сергей, 51 год:
— Я профессиональный водитель, более 30 лет за рулём. Навидался много разного на дорогах. Был свидетелем такого случая. У молодого парня машина заглохла на переезде прямо перед моей фурой. Он был с девушкой, и видно было, что заволновался и не знает, что делать. Переезд был свободным, время успокоиться у парня было, но действий он не предпринимал никаких, что меня удивило. Подошёл я и ещё один дальнобойщик, мы вчетвером вытолкали машину за пределы переезда, помогли ему завести машину. Я это говорю к тому, что оставайтесь всегда спокойными, не паникуйте.
Мнение эксперта
Не ищите оправданий
Исрафил Галеев, заместитель начальника Челябинской дистанции пути:
— На обслуживаемом нашей организацией участке с 2013 года произошло шесть ДТП на железнодорожных переездах. У многих в памяти случай, когда водитель большегруза при перевозке камня из-за неисправности тормозной системы проскочил Маукский переезд при запрещающих показаниях. Водитель погиб. А случаются порой и совсем нелепые случаи. В 2015 году на переезде 206 км ст. Ишалино закрыли переезд, перед ним остановился автобус, далее женщина на легковой машине. В тот момент, когда со станции отправился поезд, она решила объехать автобус и проскочить переезд перед поездом. Как итог — она попала в больницу в тяжёлом состоянии. При подобных нарушениях каждый оправдывается как может. Один водитель на переезде 15 км перегона Кыштым — Пирит при работающей звуковой и световой сигнализации совершил ДТП с поездом. Он оправдывался тем, что солнце слепило глаза, а в салоне громко играла музыка. Надо понимать, что в таких случаях оправданий нет. Практически все несчастные случаи и ДТП на железнодорожных переездах — следствие нарушения правил дорожного движения. Нам бы в этом случае помогла система видеофиксации на переездах. Работа в этом направлении ведётся. Также мы регулярно проводим рейды совместно с ГИБДД на самых загруженных и интенсивных переездах, например, в Кыштыме, Аргаяше. Водителям хотелось бы посоветовать соблюдать ПДД при пересечении железнодорожных путей. Ведь здоровье и жизнь не вечны.