В рамках рубрики «Педагог — это звучит гордо!» мы пообщались с педагогом дополнительного образования ЦДОД, руководителем объединений «Добрый столяр» и «Судомоделирование» Александром Николаевичем Чикулиным.
— Сколько Вы уже работаете с детьми? Почему Вас заинтересовала профессия педагога?
— Я обучаю детей с начала 2000-х годов. В то время я работал в пожарной охране, сутки через трое, стал искать подработку на выходные, так и пришёл в систему допобразования. После выхода на пенсию в пожарной охране я продолжил педагогическую деятельность. В дальнейшем прошёл профессиональную переподготовку по специальности «педагог дополнительного образования». Выбору профессии помогло то, что я с детства любил что-нибудь строить, конструировать, изобретать. Как и многие в советское время, выписывал журналы о техническом творчестве, читал соответствующие книги. Тогда были благоприятные условия для подобных увлечений. Правда, в те времена в образовательных учреждениях обычно не было такого оборудования, какое есть сейчас. Зато дети набирали гвозди и доски на стройках, а если надо было выточить какую-то деталь, можно было запросто прийти на завод и попросить об этом. Порой удавалось воплотить довольно масштабные идеи. Например, в подростковом возрасте мы с друзьями однажды построили аэросани с бензиновым двигателем, катались на них в окрестностях Уфалея. Позже я получил специальность слесаря-ремонтника, после службы в армии работал в инструментальном цехе завода «Уралэлемент», так что и первая моя профессия была связана с техникой.
— Много ли детей сейчас занимается в объединениях, которыми Вы руководите?
— Больше 50 человек. Набираем детей с третьего-четвёртого класса, если у них подходящий рост для работы за станками. Старшеклассники ходят на занятия реже из-за большой нагрузки в школе, так что большинство воспитанников среднего школьного возраста. Все дети проходят инструктаж по технике безопасности. Использование инструментов и станков требует ответственности, внимательности и осторожности, поэтому совсем маленьких детей не принимаем, хотя они тоже проявляют интерес к тому, что мы делаем.
— Обычно считается, что работа в мастерской подходит в основном мальчикам. А есть ли девочки среди Ваших воспитанников?
— В данный конкретный момент девочек в наших объединениях нет, но раньше они нередко приходили. Делали то же, что и мальчики — вручную вырезали картины из дерева, работали за станками. Главное, чтобы у человека было стремление учиться, совершенствовать свои навыки.
— А чем занятия в Центре дополнительного образования детей отличаются от школьных уроков технологии?
— Здесь у детей больше свободы, самостоятельности. Они могут сами решать, какую вещь будут делать. Кроме того, у нас более неформальная обстановка, при желании можно взять перерыв в работе, поиграть в настольные игры, пообщаться. Ещё здесь больше практики. В школе работать на станках начинают только в шестом классе. А тут и дети помладше после инструктажа по технике безопасности могут уже приступить к работе. Поэтому они умеют гораздо больше, чем обычные ученики. Например, на школьных олимпиадах по технологии ребята из восьмых-девятых классов изготавливают кухонные лопатки, которые у нас делают третьеклассники.
— Чему учатся дети на занятиях? Какие изделия изготавливают?
— Мы используем и ручные инструменты (резцы, пилы, молотки, дрели и т. д.), и станки (токарно-винторезный, токарный деревообрабатывающий, сверлильный, наждачный). Ещё дети выжигают по дереву, раскрашивают изделия красками. При изготовлении моделей кораблей необходимо учиться паять и вырезать из жести винты. Мы участвуем в областных конкурсах и городских выставках декоративно-прикладного творчества. Некоторые образцы работ моих воспитанников можно увидеть здесь, в ЦДОД. Тут есть кухонные принадлежности (деревянные солонки, толкушки, разделочные доски и т. д.), игрушки, шкатулки, сувениры к Новому году и 8 марта, поделки для пасхальных выставок, модель мемориального комплекса «Вечный огонь» со светящимися деталями, модель поезда, деревянные модели танков, у которых поворачивается башня или двигаются гусеницы. В объединении «Судомоделирование» мы делаем как декоративные деревянные парусники, так и модели современных кораблей, двигающиеся по воде и управляемые дистанционно. Основная часть корпуса изготавливается из пенопласта, а чтобы корабль не переворачивался, устанавливается специальный груз. Для управления моделями переделываем старые пульты от машинок и других игрушек. Винты работают на батарейках. Мы стараемся уделять внимание и мелким деталям — например, делаем кресла капитана и спасательные круги. До пандемии коронавируса мы часто ездили на различные конкурсы и соревнования судомоделистов.
Летом прошлого года Центр дополнительного образования детей реализовал масштабный проект благоустройства «Тропы здоровья» на лыжной базе. Были изготовлены и установлены скамейки, информационные щиты, кормушка для птиц, арт-объект «Избушка Бабы Яги». В этой работе приняли участие и мы с воспитанниками объединения «Добрый столяр». А в декабре участник объединения «Добрый столяр» Семён Дергачёв, методисты ЦДОД (Наталья Буданова и Светлана Кондакова) и я подали заявку на конкурс грантов губернатора Челябинской области. Проект «Добрые дела от доброго столяра» выиграл грант, так что в этом году благоустройство «Тропы здоровья» продолжится. Планируем установить там дополнительные скамейки и декоративные деревянные фигуры.
— Что, на ваш взгляд, важнее для того, кто хочет заниматься декоративно-прикладным творчеством — регулярные занятия или врождённый талант?
— Важнее всё-таки занятия. Конечно, у всех детей разные способности. Кому-то, чтобы освоить то или иное действие, достаточно одного дня, а другому для того же самого понадобится целая неделя. Но всё же при постоянной работе каждый может приобрести нужные навыки и научиться делать красивые вещи своими руками.
— Спасибо за беседу. Желаем вам и вашим воспитанникам дальнейших успехов!
Блиц-опрос
— Отдых на природе или в городе?
— На природе.
— Импровизация или следование инструкции?
— Импровизация.
— Декоративность или практичность?
— Зависит от ситуации.
— Небольшой коллектив или многочисленный?
— Небольшой.
— Отремонтировать вещь или купить новую?
— Отремонтировать.
— Путешествовать или остаться дома?
— Путешествовать.