В очередном выпуске нашей постоянной рубрики «Педагог — это звучит гордо!» рассказывает о своей работе учитель математики СОШ №3 Татьяна Александровна Бархатова.
— Татьяна Александровна, как Вы выбрали профессию педагога?
— Ведущую роль в этом сыграл пример родных, ведь я — представительница учительской династии. В ней девять человек, чей педагогический стаж в сумме составляет 270 лет. В Нязепетровском районе 40 лет трудилась учителем начальных классов моя мама — Клавдия Николаевна Бархатова (Бычкова). Работали в сфере образования и тёти по маминой линии — Александра Николаевна Драчёва (она тоже была учителем начальных классов) и Елена Николаевна Петухова (вела уроки технологии у девочек). Много лет отдали работе в нязепетровских образовательных учреждениях моя двоюродная сестра, Валентина Степановна Шерстнёва, и двоюродная племянница, Елена Юрьевна Астахова. А старший брат, Александр Александрович Бархатов, преподаёт математику в СОШ №25 г. Касли. Его жена и дочь — тоже учителя математики.
Быть учителем я мечтала с детства. Поэтому, окончив с отличием среднюю школу №1 Нязепетровска, поступила на физико-математический факультет ЧелГУ (это был первый набор в недавно созданный вуз). После университета меня по распределению направили в Нижний Уфалей, где я с тех пор и работаю. Сейчас являюсь классным руководителем 5 класса (беседа проходила в мае 2023 г., — прим. редакции).
— А почему Вы решили преподавать именно математику?
— На 70% это заслуга моей учительницы математики Валентины Николаевны Нечаевой — удивительного педагога, человека огромной души. Среди её выпускников 15 человек выбрали ту же самую специальность. Отчасти на решение повлиял брат, с которым у нас всегда было здоровое соперничество: он начал играть в шахматы — я тоже, он стал кататься на велосипеде — и я вслед за ним, он научился водить мотоцикл — и я. Так произошло и с изучением математики.
Но, разумеется, имела значение и специфика самого предмета. Математика — красивая наука. Она помогает видеть красоту, симметрию и гармонию в окружающем мире. А ещё — заставляет мобилизовать интеллектуальные ресурсы, чтобы найти ответ на поставленный вопрос. Я всегда говорю ученикам: «У любой задачи есть несколько решений». И математика приучает размышлять, анализировать, а это очень важно не только в школе, но и в течение всей жизни. Мы люди, пока мыслим, сравниваем, решаем задачи, работаем над проблемами.
— Ученики разделяют Ваш интерес к предмету?
— Да, в каждом классе находятся ребята, которые действительно любят математику, у которых на уроках горят глаза. Такие дети вдохновляют, благодаря им на работу идёшь с радостью. Среди нынешних учеников СОШ №3 особенно увлечёнными могу назвать, например, шестиклассников Ксению Кузнецову и Мишу Марусина, восьмиклассниц Тасю Улееву и Эвелину Шафигину, девятиклассников Анатолия Бойцова и Арсения Леликова.
— Математика — обязательный предмет для сдачи в рамках государственной итоговой аттестации. Как ОГЭ и ЕГЭ влияют на школьников и учителей?
— Я каждый год езжу с детьми на экзамены в Верхний Уфалей, и у меня ощущение, что ГИА психологически сложна для многих учеников. Педагоги в пунктах проведения экзаменов стараются минимизировать неудобства, но всё равно в такой обстановке (очереди, металлодетекторы, незнакомые учителя, видеонаблюдение…) напряжение нарастает. Даже не знаю, смогла бы я на месте этих выпускников показать все свои знания и сдать ЕГЭ на пятёрку или нет. Наверное, было бы идеально, если бы с подростками перед ГИА работали ещё и психологи. Но, естественно, мы, учителя, тоже стараемся сделать всё от нас зависящее, успокоить учеников, морально подготовить их к экзаменам. Хотя слишком расслабляться тоже нельзя, чтобы день экзаменов не наступил внезапно для детей. В выпускных классах я с начала учебного года регулярно напоминаю, сколько времени осталось до ЕГЭ и ОГЭ.
— Что Вы сказали бы молодым людям, которые ещё учатся в педагогических вузах и колледжах или недавно начали работать в школе?
— Решение стать учителем — только первый шаг. А останется ли человек верен выбранной профессии, во многом зависит от его первых рабочих дней, от тех, кто будет окружать его в это время. И я желаю молодым коллегам, чтобы им встретились такие же хорошие люди, как мне. В 1981 году, приехав работать в среднюю школу №3, я попала в очень сильный, творческий и дружный коллектив под руководством директора Надежды Ивановны Шерстнёвой. До сих пор помню поддержку, мудрые и добрые советы Лидии Ивановны Тимофеевой, Татьяны Николаевны Никитиной, Нины Ивановны Балагуровой и самой Надежды Ивановны. Эти педагоги влюбили меня в профессию. И вот уже более 40 лет я работаю в нижнеуфалейской школе, которой сейчас успешно руководит Анна Семёновна Зайцева. Не раз помогали мне и преподаватели из Верхнего Уфалея — Людмила Евгеньевна Офицерова, Галина Ильинична Портнова, Наталья Аркадьевна Мельникова, Ольга Фёдоровна Савельева, Наталья Анатольевна Кощеева, Галина Александровна Репьёва и нынешний руководитель методического объединения учителей математики ВГО Валентина Михайловна Чиркова.
Ещё призываю начинающих педагогов не бояться трудностей — они есть в любой работе. А наша профессия — одна из самых важных, ведь мы должны дать детям уверенность в собственных силах и знания, которые будут помогать им всю дальнейшую жизнь.
— Спасибо за беседу, Татьяна Александровна! Желаем, чтобы работа и дальше радовала вас!
Штрихи к портрету
— Ваша любимая математическая формула?
— Сложно определиться — в математике я люблю всё. Например, часто говорю детям, что обычный прямоугольный треугольник — как шкатулка, кладезь формул, понятий, теорем. И о любой другой геометрической фигуре тоже можно многое рассказать.
— Самый запомнившийся День учителя?
— Лет шесть или семь назад на общешкольной линейке все ученики поздравили нас, очень тепло и проникновенно, исполнив песню. Всё ещё помню искренние эмоции, светлые лица детей. Подобные моменты воодушевляют, дают силы для дальнейшей работы.
— Случалось ли Вам находить какие-то интересно замаскированные шпаргалки?
— Нет, ничего нестандартного не было. Сейчас основная проблема — постоянный доступ учеников к смартфонам, с помощью которых они ищут ответы в Интернете. Но я всегда стараюсь убедить детей, что лучше уметь думать самостоятельно.
— Продолжите фразу: «Быть педагогом — это…».
— …верить в будущее.
Беседовала Анна ДУБОВКИНА
Фото: Максим ГАЛИАКБЕРОВ
Тимур
От всей души поздравляю Вас, Татьяна Николаевна, с профессиональным праздником!!! Если бы не Вы, я бы, вероятно, не был бы техником. Именно благодаря Вашим стараниям я и геометрию выбрал дополнительным экзаменом. Кстати, здал Вам на отлично!!! Спасибо Вам за всë! Выпускник 1998 года. Изиляев Тимур.