Олеся Алексеевна Яковлева — учитель английского языка СОШ №6. Благодаря читательскому голосованию она стала героиней нашей рубрики. Мы встретились с Олесей Алексеевной и поговорили о её работе и жизни. Столько энергии и позитива редко встретишь в человеке, но здесь всё сложилось по максимуму.
— Олеся Алексеевна, расскажите немного о себе и своих близких.
— Я родилась в Верхнем Уфалее. До пятого класса училась в СОШ №6, а потом продолжила учёбу в лицее №10 с углублённым изучением иностранных языков. Изучали мы французский и английский. Среди моих родных к педагогике наиболее близка была бабушка, Нелия Николаевна Скороходова. Она была преподавателем по классу фортепиано в музыкальной школе. У меня дружная семья — муж и двое сыновей. Мы любим путешествовать, отдыхать летом с палаткой у озера или гулять в лесу на лыжной базе.
— Почему Вы решили стать педагогом?
— Я на самом деле хотела этого с детства. Вот честно, без преувеличений и прикрас. В шестом классе написала в сочинении, что хочу быть учителем русского языка и литературы.
— Какое высшее учебное заведение Вы окончили?
— После школы, в 2006 году, поступила в Челябинский государственный педагогический университет на факультет иностранных языков с изучением французского и английского. Основным был французский язык.
— Что повлияло на выбор специальности?
— В 11 классе у меня появилась цель — поступить на факультет иностранных языков. В лицее французский язык нам преподавала Татьяна Васильевна Косова. Она окончила тот же институт и тот же факультет, куда впоследствии поступила и я.
В институте, начиная с третьего курса, предметы нам преподавали на иностранном языке. Мы пришли в сентябре на первую пару, как сейчас помню, это была «История французской литературы», и весь предмет шёл на французском. Сначала, конечно, было сложно, но потом привыкли. Тем более, что преподавали иностранцы, носители языка.
— Французский и английский Вы знаете в совершенстве? Какие языки знаете ещё?
— Никакой язык знать в совершенстве невозможно. Конечно, я говорю на них хорошо, очень много на них общаюсь. Владею ими на уровне С1-С2 (это уровень, когда можно преподавать в университете). Владею я французским, английским и испанским языками. С испанским у меня отдельная история.
— А можно поподробнее об этом?
— После третьего курса я уехала работать во Францию в город Шамбурси, пригород Парижа, няней в семью, где занималась с четырьмя детьми. Сопровождала их в школу, забирала оттуда, делала с ними домашние задания. Я для них была практически старшей сестрой. Старшая девочка брала уроки игры на фортепиано, и я ей помогала ещё и в этом, так как в лицее у нас были обязательные предметы из программы музыкальной школы, и я как раз изучала фортепиано.
При этом я посещала французскую школу, где вёл занятия учитель из Греции по имени Иппократ с труднопроизносимой фамилией. Когда я приехала во Францию, мне говорили, что я говорю так, как пишут в книгах. То есть в вузе нам преподавали академический язык. А здесь целый год разговорной практики! Целый год я дышала Францией, Парижем… Потом уехала в Мексику. Там вела французский, но на испанском языке.
Я три года работала в частном стоматологическом кабинете делопроизводителем и изучала язык, а потом два года преподавала в школе и в университете. Сначала мне пришлось выучить испанский, а уж потом идти преподавателем. Училась самостоятельно — выходила на улицу и разговаривала с местными жителями, в магазинах изучала ценники. Месяц проучилась в Европейском колледже иностранных языков в Мексике, но поняла, что это слишком долго и дорого, быстрее выучу язык сама. Преподавала я у разновозрастных учеников, от детей полуторагодовалого возраста до девятиклассников. В Мексике система образования отличается от нашей. Там посещение школы обязательно с трёхлетнего возраста. Это у них первое звено. Потом идёт начальное и среднее звено.
— А после Мексики Вы где жили и работали?
— В 2015 году я с сыном вернулась в Верхний Уфалей. Устроилась в СОШ №5, через год перешла в СОШ №6. За это время я окончила педагогический колледж в Челябинске. Потом была переподготовка в Пермском университете. На самом деле моё образование — это длинный-длинный и очень сложный путь. Сейчас я получаю высшее образование в нашем филиале ЧелГУ по специальности «Государственное и муниципальное управление».
— Со школьниками какого возраста Вы работаете?
— Сейчас дети изучают иностранный язык с первого класса, дополнительно, а со второго класса начинается обязательное изучение. Я преподаю во всех классах. Мне лично проще работать с младшими, они всю информацию впитывают как губка. Хотя преподавать у старших тоже очень интересно. В этом году у меня будет первый выпуск.
Кроме того, в нынешнем учебном году я впервые взяла классное руководство и очень этому рада. Эти 24 человека, 5Б класс, добавили в мою жизнь яркость, которой мне так не хватало. Мы вместе готовим праздники. Последняя наша работа — спектакль к школьному театральному фестивалю по произведениям Драгунского. Это мой дебют как режиссёра-постановщика. Первый блин не стал комом.
У меня нет плохих учеников. Я ко всем отношусь одинаково хорошо. Стараюсь им показать, где они могут себя проявить, стараюсь искать к каждому подход. Ведь все люди разные и не может быть абсолютно одинаковых учеников.
— Ваша основная задача как педагога — дать знания. А как воспитать в учениках человеческие качества — доброту, сострадание, участие? Или это забота семьи?
— Вообще, изначально воспитание должно идти из семьи. Но и педагог вносит очень большой вклад в воспитание и формирование ребёнка как личности. Я учу детей всем простым человеческим ценностям, порой даже на примерах из собственной жизни.
— Вы учитель — что это для Вас значит? Какие цели Вы перед собой ставите?
— У меня на столе есть постоянная подсказка-напоминалка со словами — «Учитель — это человек, который может делать трудные вещи лёгкими». Иностранный язык — это довольно сложный предмет, а моя цель — превратить его в увлекательную игру, помочь полюбить. Знаете, когда мои ученики будут учить предмет с любовью, то результат не заставит себя ждать.
— Чем на самом деле учителя занимаются в учительской?
— Пришли, посмотрели расписание, распорядок дня, обсудили мероприятия и разошлись по рабочим местам. У нас слишком интенсивная жизнь.
— Если бы Вам предложили описать себя тремя словами, какие это были бы слова?
— Добрая, понимающая, любящая детей. Друзья говорят — лёгкая и солнечная. (смеётся)
— Как Вы думаете, за какие черты характера ученики уважают учителя?
— За открытость, честность, чувство юмора и справедливость. Надеюсь, что и я этими качествами обладаю.
— Олеся Алексеевна, спасибо за интересную беседу. Желаем удачи в жизни!
Блиц-опрос
— Французский или русский язык?
— Французский.
— Отличник, но конфликтный, или спокойный, но середнячок?
— Спокойный середнячок.
— Школа или частные уроки?
— Школа.
— Сентябрь или май?
— Сентябрь.
— Весёлый, но долгий урок или скучный, но быстрый?
— Весёлый и долгий.