Для очередного выпуска рубрики мы встретились с педагогом дополнительного образования ЦДОД Татьяной Александровной Спиридоновой (Друговой).
— Татьяна Александровна, для начала расскажите о себе. Вы родились в Уфалее?
— Да, но детство провела в Ростовской области, где окончила школу. В 1997 году наша семья вернулась на Урал, с тех пор и живу здесь. По первому образованию я портной, но в Верхнем Уфалее найти работу по специальности было сложно. Поэтому когда 20 лет назад, в 2003 году, мне предложили поработать в системе дополнительного образования, я охотно согласилась. В то время я как раз увлеклась изготовлением декоративных изделий из кожи. Так что первое объединение, занятия в котором я стала вести, было посвящено именно этому виду творчества. С самого начала мне было комфортно, понравилось работать с детьми. На данный момент помимо объединения «Мир кожи» я руковожу объединением «Фетротворчество», созданным несколько лет назад.
В 2005 году я поступила в Челябинский государственный педагогический университет. Окончила его по специальности «учитель-логопед». Логопедом впоследствии никогда не работала, но полученные во время обучения знания мне очень помогают.
Всех участниц объединений стараюсь вдохновлять личным примером — приношу свои изделия, показываю, рассказываю о работе над ними. Ведь я увлекаюсь рукоделием с детства, в своё время занималась во всех объединениях декоративно-прикладного творчества, в каких была возможность. Правда, тогда и не существовало того разнообразия, которое есть сейчас. Как правило, дети из младших классов посещали кружки по изготовлению мягких игрушек, а позднее переходили в кружки кройки и шитья… В школьные годы я делала для себя украшения, шила (до сих пор помню свой рюкзак из папиной куртки), плела макраме. Став старше, увлекалась фриволите (это одна из техник плетения кружева), много вязала. А прямо сейчас моё основное увлечение — фетр. Впрочем, когда нужно, выполняю и роспись по коже или леплю необходимые для изделий детали из полимерной глины. В общем, работаю в разных техниках.
— Дети какого возраста занимаются в объединениях, которыми Вы руководите? Каких наиболее активных участниц можете выделить?
— Среди тех, кто чаще всего посещает Центр дополнительного образования детей, в основном девочки 9-10 лет, хотя есть и участницы постарше, подросткового возраста. Мальчиков в наших объединениях нет. Самыми деятельными и увлечёнными я бы назвала, пожалуй, Дашу Степанову, Олю Мурыгину и Настю Полукееву. У них есть много интересных идей, хотя иногда и я подсказываю им, что можно сделать.
— В каких техниках работают воспитанницы объединений?
— Изделия из кожи обычно изготавливаем путём склеивания или плетения. Для обработки отдельных деталей есть разные приёмы — например, перфорация, оплётка, нагревание над свечой (оно подходит только для натуральной кожи). Применяем и роспись акриловыми красками. Используем в основном искусственную кожу. Натуральная слишком дорогая, а в Уфалее её вообще не купить. К тому же, она обычно бывает чёрной или коричневой, а дети предпочитают другие цвета. Делаем самые разные вещи, от больших настенных панно до браслетов и кулонов.
Из фетра мы шьём вручную или на машинке. Он мягче кожи, легче режется, так что работать с ним могут дети помладше. А цвета у него яркие, приятные и очень разнообразные. Раньше фетр делали из шерсти, сейчас это синтетический материал, но он, что очень важно, гипоаллергенный. Поэтому из него можно шить мягкие игрушки, различные игровые наборы (например, «Крестики-нолики» с деталями на липучках) и развивающие книжки с картинками для совсем маленьких детей. Кроме того, на данный момент я шью тактильные книги для незрячих и слабовидящих ребят.
— Интересно было бы услышать об этом…
— Всё началось с того, что я увидела в соцсети «ВКонтакте» пост о новом проекте Челябинской областной специальной библиотеки для слабовидящих и слепых. В библиотеке искали волонтёров для изготовления таких книг. Я заинтересовалась, связалась с организаторами и в марте этого года побывала в Челябинске на мастер-классе. Нам, добровольцам из разных городов, рассказали, как делать тактильные книги для незрячих детей. Они очень отличаются от обычных развивающих книг, специальных требований масса. Например, всегда должен быть обозначен низ листа — пришитой тесьмой, бусинами или пуговицей в углу. Зверей независимо от ракурса нужно изображать со всеми четырьмя ногами, чтобы дети получали правильное представление об их внешнем виде. С этой же целью объекты небольшого размера (скажем, фрукты и ягоды) надо делать в натуральную величину.
Сейчас я шью книгу со съёмными страницами «Счёт до десяти», потом начну развивающий планшет. В июне (беседа проводилась в апреле 2023 года — прим. редакции) работы волонтёров будут представлены на выставке в Челябинске. Затем книги распределят по библиотекам Челябинской области, а часть отправят детям Донбасса. Очень хотелось бы, чтобы и другие уфалейцы присоединились к этой деятельности. Ведь подобные книги в нашей стране массово не выпускаются, все существующие экземпляры сделаны волонтёрами, любителями декоративно-прикладного творчества.
— И последний вопрос: что Вам больше всего нравится в работе педагога допобразования?
— Конечно же, общение с детьми, их отзывчивость, эмоции. Очень приятно видеть, как им нравится творчество. Девочки порой так увлекаются, что и домой уходить не хотят. Я считаю, что именно в непосредственном взаимодействии с детьми смысл работы педагога.
Хочу отметить, что энтузиазм проявляют не только наши воспитанницы, но и их родители — они закупают материалы для творчества. Мы участвуем в многочисленных выставках и конкурсах — городских, областных и всероссийских, и тут родители тоже всегда идут навстречу. Если конкурс платный, с готовностью перечисляют взносы. А моральную поддержку мы чувствуем постоянно. Родители стараются бывать на выставках, оставляют лайки и комментарии к фотографиям работ в группах «ВКонтакте». Конечно, это очень важно для детей.
— Спасибо за интересную беседу, Татьяна Александровна. Желаем Вам вдохновения и новых достижений!
Блиц-опрос
— Первое впечатление или долгое наблюдение?
— Первое впечатление.
— Мечты или планы?
— Планы.
— Процесс творчества или результат?
— Процесс.
— Работа с группой детей или индивидуальная?
— Нравятся оба варианта.
— Объяснять или показывать?
— Показывать.
— Цвет или фактура?
— Фактура.
Беседовала Анна ДУБОВКИНА
Фото: Станислав НЕКРАСОВ