Учителя бывают разные, мотивация и подход к работе тоже у всех отличаются. Сегодня мы поговорим с заместителем директора СОШ №1, учителем информатики Сергеем Алексеевичем Моисеенко о процессе воспитания детей в школе, о том, как найти с ними общий язык.
— Сергей Алексеевич, как давно Вы работаете в школе? Какое учебное заведение оканчивали? Ваш педагогический стаж?
— В школе я работаю с 2019 года. До этого работал в системе дополнительного образования города Нязепетровска, там я проработал полтора года. Далее работал в г. Нязепетровске начальником управления молодёжной политики и спорта. Стаж у меня небольшой — пять лет. Я окончил Челябинский государственный педагогический университет.
— Почему выбрали именно эту специализацию — IT?
— Специальность у меня полностью звучит так — педагог профессионального обучения информационно вычислительной техники и информационные технологии. Если честно, я сначала отучился три курса на историческом факультете. Потом сдал академический разрыв и перешёл на информационные технологии. Уж очень мне нравилась информатика.
— Каким детям по возрасту преподаёте? Кого легче учить — младших или старших?
—Сейчася преподаю у трёх девятых и одного одиннадцатого классов. А вообще информатику преподают с пятого класса, и у меня в прошлые года были и шестые, и седьмые классы. А по возрасту нельзя разделить, кого легче учить. Везде есть свои нюансы. Здесь, понимаете, проблема в чём — дети, которые помладше, воспринимают информатику как постоянную работу на компьютере. А информатика — это не только компьютер, это ещё и математика, это и восприятие информации через органы чувств. Вот и получается, что идут пятиклассники на первые уроки и видят, что с компьютерами они очень мало работают, у них возникает некоторое разочарование. Девятые классы воспринимают информатику, как один из предметов, который очень просто сдать на ОГЭ. Причина банальна — очень малый порог сдачи. Там надо решить пять простых заданий и получить за это пять баллов и всё. Но и ещё это зависит от профиля обучения. Допустим, те, кто учится на химико-биологическом профиле, имеют меньше часов информатики в программе, чем те, кто учится на физико-математическом профиле. А с одиннадцатыми классами проще в том плане, что они уже определились с тем, куда пойдут учиться, что им надо сдавать. И если они выбрали информатику, то это уже их осознанный выбор.
— Как много выпускников вашей школы приобретают специальности, связанные с
информатикой?
— У меня первые ребята выпустились из школы в 2021 году и среди них не было таких, кто бы захотел продолжить заниматься информационными технологиями. Класс был не профильный.
— Какие методы, приёмы, формы работы характеризуют ваш авторский стиль?
— Я не могу сказать, что у меня есть свой авторский стиль преподавания, но стараюсь преподавать больше практическую часть информатики. Стараюсь, чтобы дети научились пользоваться на практике своими знаниями. У меня не слишком большая учебная нагрузка, связано это в первую очередь тем, что на мне лежит ещё часть административной работы, как на заместителе директора.
— Как развиваете самостоятельность и ответственность школьников?
— Конечно, мы через общение с детьми занимаемся и таким важным делом, как воспитание ответственности, самостоятельности, патриотичности. Этим занимаются все педагоги, а не только классные руководители. Сейчас, вы знаете, проводятся такие занятия, как «Разговоры о важном». Вот на них в этом отношении легко закладывать фундамент всего этого. Да, со старшеклассниками сложнее в виду того, что они уже сформировавшиеся личности, каждый со своей точкой зрения, которую они уже могут и умеют отстаивать в разговорах, в своих поступках. С некоторыми детьми занимаемся и индивидуально по разным причинам, где-то ребёнок не успевает в учёбе, где-то ребёнку мешают семейные, личные проблемы. Педагог обязан обращать на них внимание и иметь к каждому ученику свой подход, чтобы можно было его расположить к себе и помочь ему решить всё то, что его угнетает. Так через доверие тоже воспитывается ответственность, сочувствие и другие немаловажные человеческие качества. Не надо забывать и о влиянии, причём большом влиянии, семьи.
— А как Вы считаете, педагог должен общаться с учениками на их языке, сленге, чтобы быть к ним ближе, или всё-таки должен разговаривать на нормальном русском языке и тем самым, может быть не понятым молодёжью?
— Учитель, педагог должен понимать своих учеников, их язык. Знаете, мне один раз опытный педагог сказал, что учитель, как бы это сказать, стареет медленнее, чем обычный человек. Причина до банальности проста — он постоянно общается с молодёжью, находится на их «волне». Поэтому, чтобы найти контакт с детьми необходимо ориентироваться и в их медиапространстве, в их языке. Иной раз я услышу от них слово, которое даже не знаю, что означает, прихожу домой и «забиваю» его в Интернете, чтобы понять о чём шла речь. Но объяснять им надо всё на нормальном, человеческом, русском языке, чтобы они понимали, что мысль можно донести до человека грамотно, чётко и по делу русскими словами. То есть, педагог должен показать, что он понимает язык-сленг, но говорить надо на нашем русском языке.
— Работа со способными, одарёнными учащимися отличается от среднестатического ученика?
— Отличается, конечно. Мне в этом отношении легче, чем остальным, у меня 14 учеников. Я могу заниматься практически с каждым индивидуально, более слабым детям даю задание полегче, а сильному ребёнку — посложнее. Потом, со временем, возможно произойдёт выравнивание, но отличия в знаниях всё равно будут. И, что ещё интересно, сильному ученику можно поручить объяснить тему слабому и последний быстрее усвоит материал, просто потому что, они находятся на одном возрастном уровне, на одной, опять же, «волне».
— Как бы Вы определили успех как педагога?
—Успех для педагога, в моём понимании, это когда ученик пошёл по стопам учителя и смог его превзойти. Как говорится, мы реализуемся в своих учениках.
— То есть Вы считаете себя не успешным, раз у Вас ещё не было такого ученика?
— Я успокаиваю себя тем, что у меня есть такой ученик, который сейчас учится в десятом классе, с большим потенциалом в информатике. Ему это направление нравится. Надеюсь он сможет себя реализовать в этом направлении.
— Какие пять слов или словосочетаний лучше всего описывают Вас как учителя информатики?
—Добрый, строгий, сочувствующий, не люблю ложь, верю в детей.
— Какие черты характера, по Вашему мнению, необходимы учителю для того, чтобы ученики их уважали? Вы обладаете этими чертами?
— Учитель должен быть строгим и справедливым, профессионал своего дела. А я, наверное, частично обладаю такими качествами. Но мне есть куда развиваться, есть куда стремиться.
Блиц-опрос:
Компьютер или смартфон?
— Смартфон.
Виртуальность или реальность?
— Реальность.
Серьёзность или чувство юмора?
— Чувство юмора.
Компания или одиночество?
— Компания.
Телевизор или прогулка?
— Прогулка.
Интернет или книга?
— Книга.
Беседовал Вениамин КУРАШКО