Президент РФ Владимир Путин в послании Федеральному Собранию акцентировал внимание на необходимости переводить на более чистые экологические решения предприятия ЖКХ, энергетики и транспорта. Проект перевода автобусного парка на газомоторную технику прорабатывается правительством Челябинской области по инициативе губернатора Бориса Дубровского в рамках проекта модернизации общественного транспорта. Эта мера должна привести к существенному улучшению экологической ситуации в крупнейших городах области.
— Необходимо переводить на более чистые экологические решения предприятия ЖКХ, энергетики, транспорта. В том числе призываю бизнес активнее участвовать в проектах по развитию рынка газомоторного топлива, инвестировать в создание сети заправок и топливных систем, использующих, в частности, сжиженный природный газ, — подчеркнул Владимир Путин в послании. — У нас его достаточно, так, как ни в одной стране мира. Да, это непростой и финансово ёмкий проект, но нужно это делать, он принесёт результаты и бизнесу, и людям.
По поручению Бориса Дубровского будут закуплены автобусы, работающие на сжиженном природном газе, использование которого предполагает снижение выбросов в атмосферу не менее чем в пять раз, а шумового воздействия — не менее чем в два раза, а также увеличение запаса хода. К 2020 году, в частности, Челябинск должен в этом плане заметно преобразиться.
— 30% выбросов приходится на транспорт, поэтому мы должны планомерно переводить автобусы и автомобили на экологически чистый вид топлива. Мы сейчас активно прорабатываем этот вопрос с инвесторами. В частности, с компанией «НОВАТЭК», в Магнитогорске уже строится завод по сжижению газа, мини-СПГ, должна появиться необходимая инфраструктура. Есть задача вывести на улицы Челябинска обновлённый транспорт уже к концу 2019 года, — отметил Борис Дубровский.
На сегодняшний день в России только поднимается вопрос серийного производства и поставки автобусов на СПГ в регионы. Основная причина — отсутствие в субъектах развитой заправочной инфраструктуры.
Как пояснил министр экономического развития области Сергей Смольников, в 2019 году планируется на федеральном уровне утвердить программу развития рынка газомоторного топлива. Субъектам будут выделять субсидии на софинансирование мероприятий для развития газозаправочной инфраструктуры. На территории области уже имеется передвижная заправочная станция на сжиженном природном газе (СПГ). Кроме того, есть конкретные договорённости с ООО «НОВАТЭК-АЗК», которое в конце 2019–начале 2020 года сможет построить в Челябинске заправочную станцию с проходимостью 800 автобусов в сутки.
Челябинская область может стать пилотным регионом в этом вопросе. Сейчас на повестке — выбор компании-производителя, которая сможет обеспечить насущные потребности региона в автобусах на СПГ и имеет возможности для дальнейшего сотрудничества. В конце января столицу Южного Урала с рабочим визитом посетили представители четырёх компаний: ОАО «Минский автомобильный завод», группы «ГАЗ», ПАО «КАМАЗ» и ООО РМЗ «РариТЭК». На совещании с губернатором был определён ряд ключевых моментов возможного сотрудничества. К потенциальному поставщику предъявляются определённые требования. Кроме соблюдения технических характеристик и возможности интегрирования в машины «умной начинки», предприятие должно быть готово в сжатые сроки поставить в регион минимальный объём техники на СПГ — 300 единиц разного класса, а впоследствии увеличить объёмы поставок. Но для начала каждая компания предоставит Челябинску опытный образец для тестирования.
Первым автобус, спроектированный специально для Челябинска, городу передало ООО РМЗ «РариТЭК». «Лотос-105» использует в качестве моторного топлива сжиженный природный газ, а именно метан. В салоне — 25 сидячих мест. Автобус может оборудоваться системой климат-контроля (двойные стеклопакеты, девять отопителей — как воздушных, так и жидкостных), есть зарядные устройства для смартфонов возле каждой пары сидений, информационное табло, камеры видеонаблюдения, WiFi.
В настоящее время минэкономразвития совместно с администрацией Челябинска, министерством информационных технологий и связи разрабатывают технические задания по «умной составляющей» общественного транспорта. Решается и вопрос создания (реконструкции) сопутствующей инфраструктуры: «умных остановок», ситуационно-аналитического центра, депо.
Также по поручению Бориса Дубровского важной составляющей отбора должна стать возможность дальнейшей локализации сборки на территории Челябинской области, причем осуществляться она должна с максимальным использованием комплектующих регионального производства. В частности, один из производителей предполагает возможность организации сборки автобусов, работающих на СПГ, на предприятиях в Миассе. Помимо автобусов, на предприятии планируется организовать сборку автоспецтехники на СПГ для нужд ПАО «Газпром», ПАО «НОВАТЭК», а также грузовой и коммунальной техники для муниципальных нужд. Для реализации проекта в основном предполагается использовать средства частных инвесторов и федеральное софинансирование.
Источник: http://gubernator74.ru