30-е годы прошлого века — это годы, полные романтики расцвета авиации, флота, первых дальних беспосадочных полётов и открытий Арктики. Имена Шмидта и Мазурука, Ляпидевского и Папанина, Чкалова и Осипенко гремели на всю страну и звали молодёжь открывать новые миры. В небольшом уральском рабочем посёлке, каким в те годы был Уфалей, жили такие же романтики, мечтавшие покорять пространство и время, как пелось в популярной в то время песне: «Всё выше, и выше, и выше стремим мы полёт наших птиц…». Среди них — и ровесник революции Миша Горновой, который только что окончил семь классов будущей 12-й школы, что находилась тогда на ул. Ленина, и подал документы в высшую школу лётчиков имени К. E. Ворошилова.

М. С. Горновой в 1932 году
Окончив её в 1935 году, стал Михаил кадровым офицером Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА), военным лётчиком. Летал на истребителях И-16 и ЛаГГ-3. Что это были за самолёты? Если к началу войны И-16 считался уже не соответствующей требованиям времени машиной, то ЛаГГ-3 был заслуженным воздушным солдатом-ветераном — истребителем и бомбардировщиком, перехватчиком и разведчиком.
С первых дней Великой Отечественной войны старший лейтенант Михаил Горновой на фронте. За время с 22 июня 1941 года по 12 апреля 1942 года звено, которым он командовал, сделало 499 боевых вылетов. Да и сам он за это время совершил 148 боевых вылетов, причём за первые два месяца войны — 75. Чего это стоило — ведают о том лишь лётчики, которые сражались в первые месяцы войны. Вот лишь несколько эпизодов:
11.08.41. Сопровождал девять бомбардировщиков в составе четырёх ЛаГГ-3 в район станции Боярка; при полёте до цели встречены 12 вражескими истребителями Ме-109. В результате воздушного боя атака вражеских истребителей отбита, чем обеспечено выполнение задания нашими бомбардировщиками, которые без потерь вернулись на свой аэродром.
13.08.41. Вылет по боевой тревоге парой на отражение атаки 12 вражеских бомбардировщиков Ю-88, прикрываемых двумя МЕ-109 в районе станции Гребёнка. Вражеские самолёты рассеяны, к цели не допущены.
17.08.41. Сопровождал семь бомбардировщиков парой ЛаГГ-3 в район Киева; при полёте от целей четыре вражеских истребителя пытались атаковать самолёты. Атаки отбиты лейтенантом Горновым. Все наши самолёты вернулись на свои аэродромы.
20.08.41. Один сопровождал два бомбардировщика в район станции Мироновка. Во время бомбардировки цели пушечно-пулемётным огнём обстрелял паровоз с подвижным составом. Паровоз вышел из строя, состав остановлен, что подтверждено экипажем бомбардировщика.
7.09.41. Разведка парой наземных войск противника и железнодорожного движения в районе Чернигова. Данные разведки подтверждены.
14.09.41. Одиночный вылет на разведку войск противника в районе Хорол-Лубны-Локовица. Данные разведки подтверждены. Всего лейтенант Горновой имеет семь вылетов на разведку с ценными данными.
17.09.41. Вылет в составе звена на штурмовку мотомехколонны противника в районе Дымерка. Колонна прикрывалась восемью вражескими истребителями типа «Фиат», которых лейтенант Горновой отвлёк от основной задачи прикрытия и обеспечил выполнение задания двум другим истребителям. В результате загорелись две машины с боеприпасами. Уничтожено три зенитных точки противника.
19.09. Вылет парой ЛаГГ-3 на разведку войск противника в районе Полтава-Красноград и аэродрома базирования вражеской авиации на аэродроме Полтава. Данные разведки подтверждены.
16.10.41. Штурмовка в составе четырёх ЛаГГ-3 колонны пехоты противника с обозом в районе Пушкарное. В результате атаки уничтожено до двух взводов пехоты противника…
В ноябре 1941 года М. С. Горновой был награждён орденом Красной Звезды, а в 1942 году удостоен медали «За отвагу».
Техникой пилотирования лётчик владел в совершенстве, и командование не раз отмечало Михаила как дисциплинированного, требовательного к себе и подчинённым лётчика высшей категории. Но и на войне не бывает без нештатных ситуаций… Как-то случился такой казус: сломался самолёт, о чём в характеристике на лётчика Горнового командование указывало, что, «несмотря на хорошую технику, пилотирование на ограниченную полосу не рассчитал, садился с недомазом и поломал самолёт ЛаГГ-3» — самолёты-то были деревянными…
Командир звена эскадрильи 17-го истребительного авиационного полка 205-й истребительной авиадивизии Михаил Сергеевич Горновой погиб в воздушном бою при выполнении боевого задания 3 июня 1942 года. Захоронен в братской могиле №1, на кладбище г. Старого Оскола.
Ветеран редакции газеты «Уфалейский рабочий», историк, краевед Валентина ЧЕРНЫХ