В печатной версии нашей газеты регулярно выходит рубрика «Мир увлечений», рассказывающая об уфалейцах, которые посвящают своё время интересным занятиям и добиваются успеха. В марте мы пообщались с Максимом Золотовым — участником мотогонок в дисциплине эндуро, кандидатом в мастера спорта.
Фото предоставлены Максимом Золотовым. Авторские права на фотографии принадлежат их владельцам
— Максим, с чего началось Ваше увлечение мотоспортом?
— В подростковом возрасте я, как почти все ровесники, ездил на мопедах, на мотоциклах «ИЖ» и «Ява», но в 18 лет стал водить автомобиль. Вновь заинтересовался мотоциклами лишь через много лет, в 2021 году. По совету знакомых купил кроссовый мотоцикл «Honda CRF450» — подобные мотоциклы считаются спортинвентарём, так что для управления ими не нужно водительское удостоверение, но и ездить по городским улицам они не должны. В дальнейшем приобрёл специализированный мотоцикл для эндуро «Husqvarna TE 300».
С мая катался по лесам возле города вместе с компанией единомышленников. Мне это нравилось, но не хватало разнообразия и сложности, и в какой-то момент я решил поучаствовать в соревнованиях. В октябре выступил на четвёртом этапе осеннего кубка по эндуро в Кургане, стал бронзовым призёром в классе «Спринт».
Более серьёзные старты начались в 2022 году. С того времени побывал на множестве соревнований, их география — от Геленджика до Кемерово. В Геленджике, кстати, проходит знаменитая трёхдневная гонка «100% Эндуро», сложнейшая в России. Спортсмены к ней готовятся весь год. В мае 2022-го я выступал там в классе «Бронза», стал 25-м из 370 стартовавших участников. А в 2023 году благодаря упорным тренировкам занял 11-е место из 150 спортсменов в классе «Серебро».
Ещё можно выделить, например, победу на Кубке Урала по хард-эндуро (это самая сложная гонка Урала) в Кыштыме в сентябре 2022 года, победу в классе «Серебро» на чемпионате России по экстрим-эндуро (соревнования состоялись в Вольске в том же месяце) и выступление на чемпионате России по эндуро в Кемерово в июне 2023 года — тогда я был девятым, благодаря чему в августе мне было присвоено звание КМС по мотоциклетному спорту.
— Что представляет собой трасса для соревнований по эндуро? Какую скорость там можно развить?
— Протяжённость трассы на соревнованиях, в которых я участвую, в среднем от 15 до 70 километров. Двигаемся мы по бездорожью, преодолевая как естественные препятствия (склоны, овраги, водные преграды), так и искусственные (брёвна, камни, трамплины и т. д.). Можно ехать семь часов, не зная, что ожидает за каждым новым поворотом. Пересечённая местность и завалы перемежаются относительно ровными участками, позволяющими разогнаться. Тут скорость может доходить до 100-120 км/ч. На сложных участках она ближе к 5-10 км/ч, но это приблизительные цифры: одни препятствия преодолеваются медленно, другие нужно проезжать быстро. Разумеется, скорость зависит и от погодных условий. А погода бывает экстремальной: например, прошлогодние соревнования в Геленджике проводились после южных ливней, из-за которых в ущельях образовались целые реки. Было очень много сходов: в нашем классе до финиша смогли добраться только 20 человек, включая меня. Думаю, если следующая гонка будет проходить в подобных условиях, я не стану участвовать.
Там, где пролегают трассы для эндуро, обычно может проехать лишь внедорожный транспорт, местами нет связи, так что каждый спортсмен берёт с собой свисток, термоодеяло и спички, чтобы можно было переждать несколько часов в природных условиях, пока помощь не придёт. Знаю людей, которым после схода с дистанции действительно приходилось ночевать в лесу.
— Как проходят Ваши тренировки? Важна ли на соревнованиях общая физическая подготовка?
— Тренируюсь я шесть дней в неделю, в основном в окрестностях Уфалея и Черемшанки. Зимой три раза в неделю езжу в Екатеринбург на мотокросс. Тренировочный процесс сильно отличается от обычного катания ради удовольствия. Здесь зачастую один элемент приходится повторять много раз. А физподготовка действительно важна — я трижды в неделю занимаюсь в спортзале. Как и во многих видах спорта, в эндуро нужны не рельеф мускулов, а силовая выносливость и хватка — удерживаться на мощном мотоцикле на пересечённой местности очень сложно. В горах, на подъёмах мотоцикл падает, нужно толкать… Затраты энергии на гонках огромные, поэтому важную роль играет и питание.
Вообще, распорядок во время крупных соревнований примерно такой: подъём в пять утра, чтобы собраться и позавтракать, в семь часов старт, и в лучшем случае в пять часов вечера мы, уставшие и грязные, возвращаемся после финиша, затем надо привести в порядок себя и мотоцикл (если были падения, то подремонтировать его) и успеть выспаться, а на следующий день всё повторяется. На некоторых международных мероприятиях заезды проходят четыре-пять дней подряд, и к завершению гонщики вымотаны физически и психологически, но такова специфика эндуро. В целом это спорт, требующий больших затрат денег и времени, в какой-то степени даже эгоистичный, ведь из-за него меньше времени проводишь с близкими. К счастью, моя семья меня понимает и поддерживает, ездит со мной на соревнования.
— Насколько опасен этот вид спорта?
— Переломы рук, ног, рёбёр здесь постоянное явление. Я сам однажды ломал руку — лучевую кость. Причём такие травматичные падения практически всегда происходят на ровных участках, когда ничего подобного не ждёшь. Ежегодно среди спортсменов случаются и летальные исходы. Но во время гонок на этом не концентрируешься, мысли и эмоции совсем другие. Хотя, естественно, безопасности уделяем большое внимание. Я всегда стараюсь быть осторожным, помню, что слишком торопиться нельзя.
— А что привлекает Вас в эндуро?
— Название этого вида спорта происходит от слова, которое означает «выносливость», и это хорошо отражает суть. Соперничество с другими гонщиками очень мотивирует, даёт азарт, но на самых сложных участках остаёшься наедине с собой. И нужно бороться, как бы ни было тяжело, открывать и по максимуму использовать свои возможности, делать выбор — сдаться или доехать. Организм уже заявляет: «Не могу», а я говорю: «Можешь».
Например, в сентябре я участвовал в хард-эндуро гонке «Последний богатырь» в Горячем Ключе (Краснодарский край). Упал с горы в ущелье и выбирался оттуда, чуть ли не на себе таща мотоцикл. До падения шёл в первой пятёрке, а после этого сильно отстал. Но потом доехал до сложного подъёма, у которого собрались почти все мотоциклисты, опередившие меня. Жара +30, почва так пересушена, что по структуре стала как гладкий камень — зацепиться невозможно. Мы вновь и вновь пытаемся заехать в подъём и никто не может этого сделать, бензин в баках заканчивается, время на исходе (тем, кто не уложился в лимит, места не присуждаются). И вот я поднимаюсь где-то в 16-й или 20-й раз, мелькает мысль: «Может, сойти?», но до вершины метров десять, и я решаю продолжать, хотя понимаю, что при малейшем неверном движении полечу с этого склона с очень серьёзными последствиями. Последние метры перемещался, почти не дыша, и всё-таки въехал, в итоге добрался до финиша в пределах установленного времени (а с той горы потом двух человек эвакуировали). Когда удаётся сделать подобное, понимаешь, что все тренировки были не зря.
— Спасибо за интересную беседу! Желаем успехов в предстоящих соревнованиях!