С 1 января 2019 года Челябинская область завершила переход к новой системе обращения с отходами. Для всех региональных операторов Челябинской области утверждены регулируемые предельные единые тарифы на услугу по обращению с твёрдыми коммунальными отходами. Расскажем о том, как они были сформированы и что на них влияет.
Региональный оператор/кластер | Тариф, руб/м.куб. | Норматив, куб.м. в год:12 месяцев МКД | Плата на 1 человека (МКД), руб. | Норматив, куб.м. в год:12 месяцев ИЖД | Плата на 1 человека (ИЖД), руб. |
ООО «ЦКС», Челябинский кластер Челябинский, Копейский, Троицкий, Южноуральский городские округа, Кунашакский, Красноармейский, Коркинский, Еткульский, Еманжелинский, Сосновский, Пластовский, Увельский, Троицкий, Октябрьский муниципальные районы | 388,43 | 2,088:12
| 67,59 | 1,612:12
| 52,18 |
ООО «ЦКС», Магнитогорский кластер Магнитогорский, Локомотивный городские округа, Верхнеуральский, Кизильский, Агаповский, Нагайбакский, Чесменский, Варненский, Брединский, Карталинский муниципальные районы | 451,76
С 01.07.19г. 488,52 | 2,088:12
| 78,61
С 01.07.19г. 85,00 | 1,612:12
| 60,69
С 1.07.19г 65,62 |
ООО «Спецсервис», Кыштымский кластер Кыштымский, Верхнеуфалейский, Снежинский, Озёрский городские округа, Нязепетровский, Каслинский, Аргаяшский муниципальные районы | 363,34 | 2,088:12
| 63,22 | 1,612:12
| 48,81 |
ООО «ЦКС», Карабашский кластер Златоусовский, Миасский, Карабашский, Чебаркульский городские округа, Чебаркульский, Кусинский, Уйский муниципальные районы | 442,64 | 2,088:12
| 77,02 | 1,612:12
| 59,46 |
МУП «Комритсервис», Горный кластер Усть-Катавский, Трёхгорный городские округа, Саткинский, Катав-Ивановский, Ашинский муниципальные районы | 313,42
С 01.07.19г. 335,62 | 2,088:12
| 54,54
С 01.07.19г. 57,88 | 1,612:12
| 42,10
С 1.07.19г. 44,68 |
По вопросу формирования платы за коммунальную услугу по обращению с твёрдыми коммунальными отходами для населения размещены разъяснения на сайте министерства тарифного регулирования и энергетики.
При установлении тарифов орган регулирования руководствовался нормативно-правовыми актами, прозрачно определяющими порядок и принципы установления тарифов в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами. При проверке экономической обоснованности тарифов учитывались затраты, необходимые для оказания услуги с применением нормативов определения численности персонала, объёма расходов ГСМ и материалов, а также использовались данные мониторинга цен, что позволило снизить величины относительно предложений региональных операторов. Плата за услугу по обращению с твёрдыми коммунальными отходами на территории Челябинской области является одной из самых низких в Российской Федерации. При этом плата включает в себя необходимый уровень затрат для предоставления региональными операторами качественной услуги в сфере обращения с ТКО.
На величину тарифов оказывает влияние наличие инвестиционных программ, удалённость полигонов и другие объективные факторы.
Отличия по тарифам по кластерам Челябинской области связаны также с особенностями деятельности региональных операторов. Так, например, в Горном кластере функционирует региональный оператор с организационно-правовой формой «муниципальное унитарное предприятие», для которого на законодательном уровне исключена расчётная предпринимательская прибыль в размере 5% от включаемых расходов. Также у данного регионального оператора упрощённая система налогообложения, что по совокупности факторов определяет величину тарифа.
Тарифы в настоящее время не содержат инвестиционной составляющей. Реализация инвестиционных программ планируется с 2020 года. Рост платы ограничивается предельными индексами изменения платы граждан, вносимой за коммунальные услуги. Таким образом, для населения с 2020 года платёж за коммунальные услуги, в том числе за услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, будет ограничен предельными индексами, устанавливаемыми правительством Российской Федерации, вне зависимости от роста тарифа. Например, на территории Челябинского кластера предстоит создание межмуниципального объекта по обращению с ТКО, в связи с изменением инфраструктурной составляющей рост тарифа возможен, но совокупный платёж за коммунальные услуги не превысит допустимых значений.
В настоящее время правительством РФ прорабатываются дополнительные меры по оптимизации (снижению) платежей населения за услуги по обращению с ТКО, в том числе связанные с налоговыми льготами.