Грузовые автомобили спокойно разъезжают по центральным улицам нашего города. Кто-то из жителей возмущается, ведь есть объездная грузовая дорога, кто-то с пониманием относится к этому — «как по-другому подъехать к сетевым магазинам?». А как должно быть по закону? Об этом — в сегодняшнем выпуске рубрики «Взгляд изнутри», с комментариями от ГИБДД и сотрудников администрации.
Зачем нужен запрет
Автотранспортные средства, подпадающие под категорию «грузовые автомобили» (а к таковым относятся фургоны, тентованные автомобили, самосвалы, рефрижераторы и ряд других модификаций), не всегда могут свободно передвигаться по улицам города. Их габариты и неповоротливость препятствуют нормальному передвижению других автомобилей. Во избежание таких проблем в ПДД есть пункт, согласно которому проезд под знак «Движение грузового транспорта запрещено» таким автомобилям запрещён. Нарушение этого правила влечёт наложение штрафа.
Данный знак устанавливается для недопущения ситуаций блокировки грузовиком движения, что создаёт пробки на дорогах, а также для минимизации выбросов токсичных веществ, снижения уровня шума в центре города и предотвращения сильного износа дорожного полотна. Это для нашего города особенно актуально.Да, у нас на улицах трудно создать пробку, но дорогу-то испортить можно.
А у нас в городе…
В Верхнем Уфалее часто можно встретить большегрузные автомобили, которые передвигаются по улицам Ленина, Бабикова, Карла Маркса. Как получается так, что грузовые машины свободно едут под запрещающий знак? Право проезда под него имеют автомобили, имеющие одноразовый или многоразовый пропуск, а также те, кто подпадает под исключение из правил — например, автомобиль, находящийся на балансе предприятия, расположенного в зоне действия знака, или машина, которая является собственностью коммунальных служб. Возмущение вызывают машины, перевозящие лес и природный камень. Вопрос: кто в городе за этим следит?
Плата за нарушение
Как мы уже писали выше, нарушение правил проезда под запрещающий знак «Движение грузового транспорта запрещено» карается штрафом. Размер у него символический — 500 рублей. Это указано в Кодексе об административных правонарушениях в п. 6 ст. 12.16. Мы понимаем, что ГИБДД, останавливая нарушителя, составляет протокол и штрафует именно водителя. Но наверняка предприятие компенсирует шофёру потери, а сама организация такую сумму и не заметит. Между тем, сумма штрафа, например, в Москве и Санкт-Петербурге иная, размер штрафа в 2018 году там установлен в целых 5 тысяч рублей.
Прокомментировал ситуацию инженер отдела транспорта, связи, ЖКХ, энергетики и жилищных правоотношений администрации ВГО Валерий Читалов:
— В городе установлены все необходимые знаки. Разработан новый проект по организации дорожного движения в городе, который в ближайшее время будет утверждён. В настоящее время распределением и организацией дорожного движения занимается муниципалитет. Есть некоторые рабочие моменты, связанные с работой ГИБДД в части обеспечения безопасности дорожного движения и привлечения водителей большегрузных автомобилей к административной ответственности, которые надо решать. Администрация неоднократно обращалась в ГИБДД с заявлением о необходимости усилить работу по ограничению передвижения грузового транспорта по центральным дорогам города. Пока органы ГИБДД не справляются с этой задачей. Работа в этом направлении продолжается.
Мнение эксперта
«Нужна паспортизация»
Исполняющий обязанности начальника ГИБДД ОМВД по ВГО, старший лейтенант полиции Николай Астахов:
— Разговор надо начинать с того, что требуется определить, кто и как должен заниматься установкой дорожных знаков. На данный момент в городе отсутствует паспортизация улиц. Вопрос паспортизации должен решаться в администрации ВГО. Многие дорожные знаки установлены не в соответствии с нормативными документами, так как такие документы в принципе отсутствуют. Со стороны ГИБДД могут быть предложения по этой работе, но они носят рекомендательный характер.
Далее — вопрос о наказании. Мы не можем отследить все автомобили, даже если нам будут звонить жители. Зачастую поступают такие звонки, когда человек не может дать никакой информации — ни номер машины, ни марку не могут назвать. А проверить автомобиль, зная только, допустим, время проезда под знак и цвет машины, невозможно. Если наш наряд непосредственно остановил машину, тогда да, нарушитель будет наказан.
Многое зависит и от состояния дорог, особенно в зимний период, когда требуется качественно их грейдеровать и посыпать, а иначе, например, подъём по ул. Уральской становится для фур непосильной задачей и они двигаются в объезд — опять-таки под запрещающий знак.
Глас народа
«Можно, если осторожно»
Как уфалейцы относятся к тому, что порой по центральным улицам города передвигаются большие грузовые автомобили?
Владимир, 47 лет, водитель:
— Для тех, кто не знает, — в городе есть грузовая дорога. Да, по ней неудобно добираться до нужного тебе объекта, но есть правила. Почему их игнорируют, непонятно. Или все придерживаются принципа — «Можно ехать, если осторожно»? Я сам водитель, работаю на грузовом автомобиле, и я понимаю, как это сложно. Но попробуйте в крупном городе проехать по центральным улицам — штрафов не оберётесь.
Карина Шакирова, 30 лет:
— Почему местные власти закрывают глаза на грузовой транспорт, который ездит по центральным дорогам? Грузовики как поворачивают на светофоре (ул. Маяковского — ул. Победы), так и мчат до своего пункта назначения. У нас и так дороги разбиты, ездить невозможно, а тут ещё и грузовики…
Евгений, 35 лет, менеджер:
— Я считаю, что штрафы должны быть соразмерны нарушению. Если едет большегруз по центру города, то наказывать надо не водителя, а предприятие. И штраф должен быть не 500 рублей. А уж какие санкции к водителю применит предприятие — это пусть они решают. Конечно, в расчёт не берутся спецавтомобили и те, кто имеет право проезда под знак «Движение грузового транспорта запрещено».
Алексей, 59 лет, военный пенсионер:
— Были бы у нас дороги отличного качества, можно было бы вести разговор о разрушении асфальтового покрытия. А так получается, что никто никому никакого ущерба не нанёс. У нас объездная дорога такая, что водителям проще отдать 500 рублей штрафа, чем платить за ремонт пробитых колёс.
Татьяна, 40 лет, продавец:
— Я по роду своей деятельности часто разговариваю с водителями, которые доставляют в наш магазин товар. От них нет никаких жалоб на проблемы проезда по центру города. Не будем же мы переносить ящики вручную. Но здесь сказывается специфика работы. Надеюсь, те водители, которые работают на большегрузных машинах, соблюдают правила, ведь они потом тоже ездят по городским дорогам, которые сами и разбивают.