Мы продолжаем рубрику «Педагог — это звучит гордо!». В этот раз мы пообщались с заведующей эстрадно-джазовым отделением Детской школы искусств Галиной Михайловной Галиной.
— Галина Михайловна, когда и почему Вы решили связать свою жизнь с музыкой? И сколько лет Вы уже работаете в ДШИ?
— Музыка была со мной всегда, сколько я себя помню. Я не представляю своей жизни без неё. Мой отец хорошо пел. Работая врачом-терапевтом, участвовал в художественной самодеятельности городской больницы и Дома культуры «Никельщик». Во время учёбы в музыкальной школе я часто аккомпанировала отцу на фортепиано — и дома, и на сцене. Бабушка и дедушка тоже любили петь, так что музыка была неотъемлемой частью семейных праздников.
После окончания музыкальной и общеобразовательной школы поступила в Челябинский государственный институт культуры. Получив специальность «руководитель хорового коллектива», в 1975 году вернулась в Верхний Уфалей. Около года руководила вокальным ансамблем ДК «Никельщик», а затем меня пригласили работать в музыкальную школу. Стала преподавателем хорового отделения. Работая с хорами, параллельно вела индивидуальные занятия по вокалу и фортепиано. В 1985 году стала заведующей хоровым отделением. Сейчас заведую эстрадно-джазовым отделением, преподаю фортепиано и вокал.
— Каких наиболее ярких вокалистов и пианистов, учившихся у Вас, Вы можете выделить?
— За многолетнюю педагогическую деятельность у меня было немало талантливых учеников. Среди них — Алевтина Шестакова, которая по сей день продолжает петь. Она принимала участие в юбилейном отчётном концерте школы и прошедшем концерте в честь Дня города. Одним из любимых у меня был выпуск хорового отделения 2009 года. Это были очень талантливые ребята — с такими особенно интересно работать. Мы ставили перед собой цели и достигали их, постоянно совершенствовались, много ездили на областные конкурсы. Из ярких вокалистов прошлых лет вспоминаются Алеся Намощенко и Людмила Пауесова (их имена в 2006 году были внесены в общероссийскую энциклопедию «Одарённые дети — будущее России», а до того Алеся была удостоена именной стипендии Главного управления культуры и искусства Челябинской областной администрации), Наталья Борисенкова, Давид Джумаян, Наталья Семёнова, Марина Сиунова, Елена Плотникова, Екатерина Лисовая, Мария Бекетова, Мария Никулина. Среди моих нынешних учеников-пианистов уже добиваются успехов Анна Шестакова, Амира Хасанова, Егор Шевченко, Рената Мажитова — лауреаты международных конкурсов.
— А лично у Вас есть какие-то награды? И выступаете ли Вы на сцене?
— У меня есть благодарственные письма и грамоты руководства ДШИ и администрации округа, а в 2005 году я была отмечена почётной грамотой министерства культуры и массовых коммуникаций РФ. Есть и награды с различных конкурсов: например, в прошлом году стала Лауреатом I степени областного смотра-конкурса учебно-методических работ преподавателей ДШИ (до этого становилась лауреатом в 2018 году).
Что же касается выступлений — до недавнего времени я была участницей вокального ансамбля педагогов ДШИ «Гармония». И регулярно выхожу на сцену в качестве концертмейстера (то есть на фортепиано аккомпанирую домристам), но чаще всего на экзаменах.
— Кстати, как Вы избавляете учеников от волнения на сцене?
— Совсем не волноваться невозможно. Волнуемся и мы, преподаватели с многолетним опытом. Но в процессе обучения мы развиваем в детях артистические качества, учим не показывать переживаний, не допускать, чтобы волнение отражалось на технике исполнения. При необходимости нужно поддерживать ребят: кому-то достаточно сказать пару слов, с кем-то нужно поговорить дольше, чтобы придать веру в себя. Многих успокаивает присутствие преподавателя поблизости: на конкурсах я по просьбе учеников нередко стояла за кулисами во время их выступлений.
— А что помогает мотивировать детей, поддерживать у них интерес к занятиям?
— Нужно выбирать для изучения произведения, которые им нравятся. Конечно, мы не можем игнорировать программу, технические задачи по отработке тех или иных навыков и приёмов, но некоторая свобода выбора у нас есть. Поэтому стараемся включать в репертуар современные песни. Занимаемся подбором музыки на слух — это развивает в учениках творческое начало. Очень помогают издающиеся сейчас сборники переложений популярных произведений для фортепиано. С младшими детьми, например, разучиваем фортепианные версии музыки из знакомых мультфильмов.
— Есть ли среди Ваших бывших учеников профессиональные музыканты?
— Насколько знаю, музыка стала профессией лишь для одной ученицы — Натальи Семёновой, которая сейчас живёт и работает в Москве. А в основном после окончания школы и ДШИ, ребята выбирают профессии, не связанные с творчеством (например, среди моих выпускников много врачей). Но при этом часто музыка остаётся их увлечением. Очень многие являются участниками и даже руководителями самодеятельных коллективов, порой выступая в разных городах и странах. И, разумеется, само обучение в школе искусств даёт много новых знаний и умений, способствует развитию интеллекта и художественного вкуса, что влияет и на дальнейшую жизнь.
— Спасибо за содержательный рассказ, Галина Михайловна! Желаем вдохновения и новых успехов в работе!
Штрихи к портрету
— Наиболее сложное произведение, которое Вы исполняли?
— Много технически сложных вещей я играла и в школе, в институте. А больше всего запомнилось, как я исполняла ноктюрн Шопена на выпускных экзаменах в музыкальной школе.
— Помните ли Вы своё первое выступление перед большой аудиторией?
— Да, это было в третьем классе музыкальной школы. Я должна была играть на сцене ДК металлургов. Мы с преподавателем пришли пораньше, чтобы порепетировать, и всё, казалось, было хорошо… Но когда начался сам концерт, я так разволновалась, что отказалась выходить на сцену. К счастью, в дальнейшем я научилась с этим справляться.
— Какую музыку Вы любите?
— Классику мы каждый день играем в школе, а в свободное время предпочитаю слушать более современную музыку. Люблю инструментальные произведения Игоря Крутого, творчество саксофониста Фаусто Папетти, музыку оркестра Поля Мориа.
— Продолжите фразу: «Быть педагогом — это…».
— …непросто из-за большой ответственности: ведь от нас зависит будущее детей, которых мы обучаем.