Сегодня познакомим читателей с молодым во всех смыслах коллективом — фольклорным ансамблем «Любава» Дома культуры Нижнего Уфалея. Рассказывает о нём его руководитель Оксана Андреевна Шляпникова.
— Когда Вы организовали коллектив «Любава»? И сколько в нём сейчас участниц?
— Наш ансамбль существует с сентября 2020 года. Хотя идея создать детский фольклорный коллектив возникла у меня ещё до пандемии коронавируса, мы даже успели провести несколько занятий, но потом из-за профилактических мер это прекратилось. А в нынешний состав «Любавы» входят семь нижнеуфалейских школьниц: Настя Паршикова, Алика Кучукова, Даша Мишарина, Вероника Симонова, Алёна Багина, Алсу Мустафина, Карина Муразымова. Их возраст — от 11 до 15 лет. Кроме того, сама я тоже пою в ансамбле. Работа с голосом — даже для взрослых сложная, зачастую рутинная, но девочки не боятся трудностей. Каждая участница ансамбля — находка для руководителя. Через полгода освоили двухголосие, а ещё через полгода — трёхголосие.
— Молодёжи в художественной самодеятельности не так много. Как Вам удалось привлечь к занятиям подростков?
— Началось всё с того, что я выступала на концертах в ДК в качестве солистки. Несколько девочек послушали меня и потом сами подошли — захотели научиться петь так же. На протяжении 20 лет я работала с разными возрастными категориями и разнообразным музыкальным материалом. Но только с «Любавой» начала использовать именно тот материал, которым всегда хотела заниматься, — настоящие образцы фольклора.
— Вы получили образование в соответствующей области?
— Да, в 1999 году я окончила Челябинский колледж культуры по специальности «руководитель фольклорного коллектива». В 2001 году познакомилась с будущим мужем, Евгением Геннадьевичем Шляпниковым, и начала свою творческую деятельность. Все эти годы он поддерживает меня, помогает в работе. А сейчас уже наша дочь Ева учится на фольклориста. Второй мой диплом — по специальности «педагог в области этномузыкального творчества». И тут большое влияние на меня оказал заслуженный работник культуры России Анатолий Викторович Глинкин, у которого я училась. Благодаря ему я многое узнала о казачьей культуре. При работе с «Любавой» постоянно пользуюсь сборником «Народные песни Южного Урала», составленным Анатолием Викторовичем и Александром Ивановичем Лазаревым.
— Расскажите о репертуаре коллектива.
— Он разнообразен: это календарные, семейно-бытовые, свадебные и обрядовые, воинские песни разных областей, но упор делаем на песни Южного Урала. Уральские распевы нам понятны и удобны, а в песнях из других регионов иное соотношение высоты звуков, иное произношение — то «акают», то «окают». В отличие от ансамблей русской песни, фольклорные ансамбли не используют авторские произведения композиторов — только народные песни. Отличается и звучание — у нас оно более широкое, открытое. Произведения, которые подбираю для разучивания, я даю послушать и оценить самим девочкам. Надо, чтобы песня им нравилась, иначе просто нет смысла начинать над ней работать — хорошего результата всё равно не получится. На репетициях всегда объясняю ученицам значение устаревших слов, встречающихся в текстах, расшифровываю образы и выражения, которые могут быть непонятны современному слушателю. Вот, например, в песне поётся: «Шёл Ванюша по мосточку, мосточек обломился» — что это значит? А это значит, что Ванюша женился. Хотя некоторые тексты используем в адаптированном варианте. Подлинные народные песни зачастую не подходят для детей: весёлых среди них не так много, чаще речь идёт о страданиях. Ведь как было столетия назад: мужа забирали служить на 25 лет, и вот женщина целыми днями одна, делает работу по дому (например, сидит за прялкой) и, чтобы отвлечься, поёт. Поэтому народные песни такие длинные, порой по 20-40 куплетов.
В нашем репертуаре помимо песен есть и игровой (хороводы и хороводные игры) и танцевальный фольклор (парные бытовые танцы). Вообще моя задача — не только учить правильному звукоизвлечению, чистоте интонирования, но и знакомить участниц ансамбля с народной культурой, с историей, с традициями и обрядами. В прошлом году мы проводили для нижнеуфалейцев масленичную программу. В этом году в январе, в тридцатиградусный мороз, ходили колядовать. Взяли с собой бубен, балалайку, джингл-стик (инструмент, похожий на бубен), у нас даже были ряженые — Алёна (участница ансамбля) в костюме коровы, мой муж в костюме медведя… Собираемся и дальше готовить и показывать зрителям фрагменты праздников в народных традициях.
— А в каких конкурсах и фестивалях уже участвовал ансамбль?
— В прошлом году мы стали лауреатами I степени городского фестиваля детского творчества «Салют талантов», лауреатами II степени областного фестиваля детских и молодёжных коллективов «Казачьему роду нет переводу» в Чебаркульском районе, а ещё были приглашены в Нязепетровск, где провели мастер-класс (в форме открытой репетиции) для руководителей хоровых и фольклорных коллективов Челябинской области. В марте этого года завоевали звание лауреата III степени областного вокально-хорового фестиваля-конкурса «Поёт земля уральская», где соперничали со взрослыми коллективами. И, как вы знаете, 18 марта ансамбль вошёл в число трёх победителей муниципального этапа областного конкурса «Марафон талантов». Там мы показали номер «Трава моя, травушка», включающий русский танец с поясами. Раньше же люди не стояли на месте, когда пели. Пели, идя на работу в поле или с работы, пели за домашними делами, парни и девушки на посиделках пели во время танцев. «Трава моя, травушка» — песня Курской области, но там так не танцуют, так что я немного приукрасила традиционные движения. На репетициях мы постоянно работаем над дикцией и дыханием. Но здесь тренировке дыхания надо было уделить особое внимание. 11 куплетов в постоянном движении — это очень непросто. Работа над дыханием идёт на протяжении всей репетиции. А в конце занятия, не прекращая петь, уносим за кулисы стулья, уносим стол… Словом, на городском этапе конкурса мы вошли в тройку победителей. Теперь впереди зональный этап в Кыштыме. Кстати, поскольку зашёл разговор о мероприятиях за пределами посёлка, я хочу поблагодарить начальника администрации пос. Нижнего Уфалея Дениса Юрьевича Шашурина и депутата Собрания депутатов ВГО Алексея Александровича Рогожкина, которые предоставляют нам транспорт для поездок.
— Песни каких ещё жанров Вы исполняете? И какую музыку предпочитаете как слушательница?
— Мне нравятся патриотические песни. Вообще я очень люблю нашу страну, не хотела бы жить ни в какой другой. И считаю, что искусство, в том числе музыка, играет большую роль в воспитании патриотизма. Особенно фольклор, при изучении которого окунаешься в историю своего народа. Если же говорить о моих приоритетах как слушательницы, то, конечно, есть фольклорные коллективы, которые мне очень нравятся, — например, воронежский ансамбль «Воля», исполняющий песни своего региона. Ещё у них очень интересная хореография. Но нельзя зацикливаться только на одном жанре, надо переключаться. И я люблю слушать эстрадную музыку, особенно 80-х годов. Вообще мы в коллективе можем серьёзно обсуждать какие-то песни, обряды, полностью погружаясь в эту атмосферу, а через несколько минут смеяться над шутками из Интернета. Я стараюсь быть разносторонней, разнообразной и современной — в том числе и ради моих девчонок, ради того, чтобы находить с ними общий язык.
— Спасибо за интересную и познавательную беседу. Желаем всем участницам ансамбля «Любава» вдохновения, успехов и признания зрителей!