Сегодня мы расскажем о замечательном человеке — музыканте, артисте Свердловской государственной филармонии, преподавателе Уральской государственной консерватории Александре Владимировиче Иванове.
— Александр Владимирович, расскажите немного о своей учёбе в Уфалее.
— Родился я в Верхнем Уфалее. Учился в школе №2 до 9 класса включительно. Любимые предметы в школе определялись не содержанием самих учебных дисциплин, а учителями, которые их преподавали. Если любимый учитель, значит, любимый предмет. По жизни мне с преподавателями везёт! В 10 классе обучался в гимназии №7 «Ступени».
К музыке меня тянуло всегда: любил слушать её, завидовал друзьям и родственникам, у которых были дома музыкальные инструменты, и ждал, когда же меня отдадут учиться в музыкальную школу. Когда я понял, что родители вовсе не собираются этого делать, объявил им, что пойду и запишусь сам. И мне пошли навстречу.
— Вы играете на аккордеоне. Почему выбрали именно этот инструмент?
— Выбор был сделан неосознанно, я был готов играть на чём угодно, лишь бы играть. Но сейчас о выборе инструмента не жалею! В этом важнейшую роль сыграла мой педагог по классу аккордеона Людмила Николаевна Сиунова. В музыкальной школе я посещал и факультатив по гитаре, что очень пригождается и по сей день в концертной практике, не говоря уже о пении под гитару в кругу друзей.
— Обучение в музыкальной школе заканчивается раньше, чем в общеобразовательной. На выбор профессии это повлияло?
— Когда музыкальная школа была окончена, в общеобразовательной начались старшие классы и составление планов на будущее. Я думал получить техническую специальность, но не знал, какую именно — я в этом ничего не понимал. Профессия музыканта не рассматривалась в силу сложившихся в обществе стереотипов: якобы, не престижно, низкооплачиваемо, для мужчины вообще несерьёзно. По прошествии лет могу сказать: серьёзно или нет — определяется не самой профессией, а отношением человека к ней.
— Как мы знаем, в итоге победила музыка. После школы Вы пошли в музыкальное училище? В каком городе?
— Директор ДШИ Светлана Фёдоровна Козлова, видя во мне способности к музыке, долго убеждала в том, что музыкант — это достойная профессия для избранных, для единиц. Многократно разговаривала со мной и с родителями, для которых совершить такой нетипичный, рискованный шаг было очень непросто. Но главное — поверить в человека, поддержать его. Родителям и преподавателям я очень за это благодарен. Поступив в Озёрское музыкальное училище, я занимался с полной отдачей, посвящая этому всё своё время и силы. И, опять-таки, огромное везение — Александр Васильевич Михайлов. Заслуженный артист России, великолепный музыкант, педагог, композитор. Он был лучшим в нашей Челябинской области, да и за её пределами! Как жаль, что так рано ушёл… Он сразу дал мне понять: научиться играть на инструменте профессионально — огромный, регулярный труд на всю жизнь.
— Вы учились в Уральской государственной консерватории. Почему выбор пал на неё?
— Это вопрос преемственности. Ведь Александр Васильевич — выпускник Уральской консерватории. А там я попал в класс к ведущему профессору, Народному артисту России Виктору Алексеевичу Романько, тоже выпускнику Уральской консерватории. С А. В. Михайловым они были однокурсниками и большими друзьями.
— Когда Вы начали выступать перед зрителями? Сейчас ведёте концертную деятельность?
— Концертные выступления в течение всего обучения были постоянно— в этом суть профессии. В училище концерты проходили каждую неделю по средам (и идут по сей день). В Екатеринбурге кроме зала консерватории была возможность выступить в филармонии и других залах. При этом я всегда возвращался с выступлениями в Озёрск и в Уфалей, в последнее время — всё реже. На последних курсах консерватории участвовал в сборных бригадах Свердловской филармонии.
— Вы являлись участником квартета «Феникс». До сих пор выступаете в его составе?
— По окончании консерватории меня пригласили в штат филармонии стать участником квартета «Феникс» (его традиционный состав — домра, балалайка-контрабас, аккордеон и кларнет), в котором я работаю по сей день, уже 16-й концертный сезон. В составе «Феникса» мы стали лауреатами первой премии на международном конкурсе «Дни гармоники в Клингентале» (Германия), участвовали в фестивале струнных щипковых инструментов (дважды на Филиппинах и один раз на Тайване), играли в зале Лионского филармонического оркестра (Франция). Выступали и на Российско-Германских консультациях в Екатеринбурге (2010 год) в присутствии президента России и канцлера Германии.
— А дуэт «Тет-а-тет» с Надеждой Кордюковой как был создан и долго ли существовал?
— Дуэт аккордеонов «Тет-а-тет» возник случайно: однажды в филармонии нас пригласили сделать номер — солирующий дуэт аккордеонов с симфоническим оркестром. Специально для этого была написана композиция на темы французских аккордеонных шлягеров. Мы с Надеждой не сомневались — дуэт надо развивать, формировать репертуар, давать концерты. Она, обладая блестящими организаторскими качествами, планировала гастрольные поездки по городам России. Всего за семь лет работы мы дали концерты почти в ста городах России! Моя же роль заключалась в написании аранжировок для дуэта и обеспечении его нотным материалом. Сегодня дуэт продолжает играть уже без моего участия.
— Вы являетесь артистом Свердловской государственной филармонии. Что это значит для Вас?
— Работа в филармонии невероятно интересна! Это не только игра на инструменте — это аранжировки, которые пишут все участники ансамбля, это репетиционный процесс, это постоянный поиск, и, конечно, это школа, Постоянное самосовершенствование.
— Вы работаете преподавателем и в консерватории, и в колледже при консерватории? Что думаете о нынешних студентах?
— Я проходил обучение в аспирантуре под руководством профессора В. А. Романько, по окончании аспирантуры получил квалификацию преподавателя вуза, но на работу в консерваторию был принят ещё до поступления в аспирантуру одновременно с приглашением в «Феникс». Через некоторое время поступил на работу в Уральскую специальную музыкальную школу при консерватории. Последние классы школы являются средним профессиональным звеном. Таким образом, я преподаю во всех звеньях музыкального образования. Всего у меня сейчас 15 учеников. К нынешним студентам и ученикам отношусь с огромным интересом и уважением. Каждый — индивидуальность, каждому нужно помочь раскрыться по-своему.
— Талант — это приобретённое или всё-таки откуда-то свыше дано?
— Талант — это умение правильно воспользоваться тем, что дано свыше, развивать это, трудиться. Прежде всего — труд! Я много раз наблюдал, как бездарно люди растрачивали свои способности, не достигнув ничего. И наоборот, человек со средними данными от природы, но трудолюбивый достигал высоких результатов. Вот это талант!
— Что значит для Вас искусство? Это способ самовыражения или познание прекрасного?
— И то и другое, и ещё много чего. Это образ жизни.
— Что бы Вы пожелали детям, которые учатся в Детской школе искусств нашего города, и их родителям?
— Дорогие ребята! Обучение в музыкальной школе выведет вас на новый уровень интеллектуального развития. Совсем не обязательно каждому делать это своей профессией, но, поверьте, пройдут годы, и вы с благодарностью вспомните о своём обучении.
А родителям напоминаю: музыкой невозможно заниматься «из-под палки», нельзя быть равнодушными! Ребёнка необходимо увлечь, помочь ему полюбить то, чем он занимается.
— Александр Владимирович, спасибо за интересное интервью. Успехов Вам в творческой деятельности!
Беседовал Вениамин КУРАШКО
Фото из личного архива Александра Иванова