Сегодня в рубрике «Их путь начинался в Уфалее» мы беседуем с выпускником Детской школы искусств — пианистом, джазменом, продюсером Вячеславом Валерьевичем Рязанцевым, который живёт и работает в Москве. О сотрудничестве с известными певцами и актёрами, создании музыкальных коллективов, сбывшейся мечте и о многом другом — в этом интервью.
— Вячеслав Валерьевич, расскажите немного о себе — где Вы родились, в какой школе учились? Кто Ваши родители?
— Родился я в Верхнем Уфалее. Обучался в средней школе №5, которую окончил в 1996 году. Родители — уважаемые люди, которые внесли значительный вклад в жизнь города. Отец, Валерий Викторович Рязанцев, на заводе «Уралэлемент» являлся руководителем одного из главных цехов. Мама, Любовь Васильевна, работала на Челябинской таможне.
— Почему решили поступить в музыкальную школу? Как выбирали, по классу какого инструмента учиться?
— Стремление к музыке появилось ещё задолго до поступления в музыкальную школу. В детстве я, мечтая играть на барабанах, расставлял книги (по толщине выбирая тон звучания) и играл вязальными спицами, которые брал у мамы. Однажды увидел по телевизору концерт пианиста и сказал: «Хочу так!». Сказано — сделано. Увидев меня юного, педагоги рекомендовали подождать ещё хотя бы год, но моё стремление к музыке плюс природный талант, который отметили при прослушивании, сделали своё дело. Так состоялось поступление в класс педагога Татьяны Александровны Шомполовой, инструмент — фортепиано.
— Вы также учились на отделении хореографии?
— Параллельно с занятиями на фортепиано я ходил в танцевальный кружок под руководством Натальи Петровны Кривошея, что в итоге переросло в занятия профессиональной хореографией в музыкальной школе в классе Галины Александровны Гашковой. Видимо, обучения на двух отделениях мне было мало, поэтому занялся ещё и эстрадным вокалом.
Но в итоге пришлось выбрать одно направление для поступления в училище, и им стало, конечно же, фортепиано. С этого момента я точно знал, что вся моя жизнь будет связана с музыкой.
— Вы поехали учиться дальше в Челябинск и Магнитогорск. Почему выбор пал именно на них?
— За годы обучения в школе я успел поучаствовать во многих областных и региональных конкурсах пианистов. Особо запомнилось участие в конкурсах в Магнитогорске и Челябинске, где состоялись яркие встречи с именитыми музыкантами и педагогами. Дальнейшее обучение как раз и происходило в этих прекрасных городах. 1996-2000 годы — обучение в Челябинском высшем музыкальном училище им. Чайковского (ныне Южно-Уральский государственный институт искусств имени П. И. Чайковского), класс Сергея Владимировича Шурунова. 2000-2005 годы — Магнитогорская государственная консерватория им. Глинки, класс профессора Наталии Ивановны Мельниковой. 2005-2008 годы — ассистентура-стажировка при Магнитогорской государственной консерватории.
За эти годы произошло много интересного в исполнительской деятельности. Огромное количество сольных выступлений, концертов с вокалистами, скрипачами, саксофонистами в качестве концертмейстера, победы на всероссийских и международных конкурсах в разных странах. Отдельно хочу заметить, что в эти годы происходит знакомство с джазом. Это была взаимная любовь, которая позже дала старт для творческих поисков и работы в этом направлении.
— Вы работали в консерватории преподавателем. Расскажите об этом. Есть ли у Вас ученики, которые достигли высоких результатов в профессиональной сфере?
—Моя педагогическая деятельность началась в училище и продолжилась в консерватории. Мною был разработан и внедрён учебно-методический комплекс «Основы импровизации» для пианистов в музыкальном училище и в консерватории. Это было новое, неизведанное направление, которое сразу заинтересовало и руководство вуза, и всех студентов. С 2008 по 2010 год преподавал на кафедре фортепиано в МАГК им. М. И. Глинки. Один из талантливейших учеников, с которым я занимался импровизацией, — Никита Хабин, он продолжил обучение в Московской консерватории и аспирантуре, а также выиграл конкурс по импровизации «Импроклассик» в Москве.
— Вы переехали в Москву. Какие перспективы видели и видите там для себя?
— В какой-то момент я понял, что необходимо расширять творческие границы и нарабатывать интересные связи. Тем более, к этому времени я ещё сильнее увлёкся джазом. А Москва, конечно, в этом плане давала большие перспективы. Наверное, у каждого музыканта есть мечта — учиться в лучших столичных вузах. Такой мечтой для меня была Российская академия музыки им. Гнесиных. Так как высшее образование я уже получил, то решил во что бы то ни стало устроиться туда на работу.
— И Вам это удалось?
— Конечно, когда я пришёл со своими многочисленными дипломами и наградами в Гнесинку, мне сказали что-то вроде: «Мы Вам позвоним». Это меня мотивировало ещё больше. И уже через год пребывания в Москве, после очередного красивого концерта в одном из столичных фондов при министерстве культуры, я получил приглашение работать в музыкальном училище им. Гнесиных, а вскоре и в Российской академии музыки им. Гнесиных. Глобальная мечта осуществилась!
— Вы работали с Ларисой Долиной в мюзикле. Как Вы попали в этот проект и какой опыт вынесли из этого сотрудничества?
— В какой-то момент пришло осознание, что, живя и работая в столице, общаясь со знаменитыми музыкантами и артистами, хочется попробовать всё, все музыкальные направления и стили. Тем более, труд педагога, к сожалению, не оплачивается достойно. От друзей услышал, что проводится кастинг музыкантов в новый мюзикл «Любовь и шпионаж» с Ларисой Долиной и Дмитрием Харатьяном в главных ролях. Кстати, честно сказать, помимо эстрадно-джазового направления очень помогла классическая школа, так как на кастинге я исполнил каденцию из концерта Рахманинова №3, чем окончательно покорил жюри. Этот мюзикл подарил прекрасные моменты творческого общения и выступлений на хороших московских сценах.
— С какими известными людьми Вам довелось сотрудничать в театре Олега Табакова?
— Очень интересная история получилась с театром Олега Табакова и знакомством с самим актёром. Для работы в одном из спектаклей требовался джаз-бэнд, который мог достойно вписаться в концепцию режиссёра. К этому времени я основал джазовый коллектив «Alfa-Jazz», который существует и по сей день. Мы очень подружились с душевным коллективом «Табакерки» и, помимо участия в спектаклях, стали незаменимым сопровождением для крупных концертов театра. С нами выступали именитые актеры, звёздные музыканты, крупные деятели культуры и искусства. Среди них Олег Табаков, Евгений Миронов, Сергей Безруков, Александр Градский и многие другие величайшие артисты.
— У Вас есть свой продюсерский центр. В каком музыкальном направлении работаете?
— За время пребывания в Москве мною было создано несколько успешных музыкальных проектов разных жанров. Помимо джазовых коллективов это известная кавер-группа «Русский Бит» и группа «Каверзные». Ребята дают концерты и выступают на праздниках в России и за рубежом. Обилие коллективов, разные музыкальные форматы и жанры, наличие опыта продвижения артистов и привели к созданию бренда — собственного продюсерского центра.
— Как пришла идея создать эти группы? Как набирали участников? Вы выступаете с этими коллективами?
— Идея создания коллективов — это прежде всего проба своих музыкальных возможностей и потребности в этом у зрителей. На начальном этапе я сам играл в них в качестве клавишника. А дальше — новые группы, расширение состава участников коллективов, которые уже созданы, новые интересные опции и фишки, которые так важны для публики. Ребят искал сам, благо в Москве очень много хороших музыкантов, которые стекаются со всей России и не только.
Мы выступали во многих городах и странах. Помимо того, что объездили всю Россию, нас принимали в Италии, Чехии, Нидерландах, Венгрии, Австрии, Казахстане, Украине, Белоруссии и на Мальдивах. Одно из самых масштабных выступлений группы «Русский Бит» состоялось в Москве, в Лужниках, в 2018 году. Особая гордость в копилке выступлений коллектива «Alfa-Jazz» — выступление для президента Владимира Владимировича Путина, когда глава государства лично поблагодарил каждого за прекрасную музыку.
— Какая у Вас цель? Есть ли мечта в профессиональной области?
— Я уже много лет занимаюсь тем, что дарю радость людям с помощью музыки. В этом и есть миссия музыканта. Когда вдруг сам оказываюсь в зале и слышу выступление своих коллективов, чувствую гордость, а это уже счастье для продюсера. Ещё одна мечта — чтобы труд музыканта оплачивался достойно во всех сферах, включая педагогику.
— Вы считаете себя состоявшимся человеком в своей профессии?
— Однажды я сыграл Третий концерт Рахманинова с оркестром. Это моё любимое фортепианное сочинение из классики. Сложнейшее произведение, которое длится около 50 минут. Пауза, которая возникает после последнего аккорда и до начала аплодисментов, когда встаёшь на поклон… Вот эти «мурашки», энергия зрителей, которую получаешь обратно, она накапливается за все годы обучения и отдаётся в преумножении. Вот тогда и понимаешь, что всё не зря. Вокруг меня много друзей-музыкантов и шикарных артистов, свою жизнь я тесно связал с музыкой, а значит, конечно, состоялся.
— Что такое для Вас талант?
— Бесспорно — талант имеет значение, но! Как говорил мой педагог в музыкальном училище: «Игра на фортепиано — это как спорт, нужно много упражняться!». Преклоняюсь перед педагогами, особенно в начальном звене музыкального образования, когда закладываются главные основы, от которых зависит дальнейшая судьба музыканта.
— Что бы Вы пожелали ученикам ДШИ и тем родителям, которые раздумывают — отдавать ребёнка в музыкальную школу или нет?
— Ребятам и родителям желаю вдохновения, ведь это главное — если вдохновляешься чем-то по-настоящему, то и процесс обучения будет прекрасным! И, конечно, помните, что люди искусства всегда на высоте. Как бы ни сложилось в будущем, человек, который связан с музыкой, будет интересен, а главное, его глаза будут гореть.
— У Вас нет сожалений о выбранном жизненном пути? Если бы была возможность вернуться назад — Вы бы что-то поменяли?
— «Никогда, никогда ни о чём не жалейте…» (Андрей Дементьев). Нет, я бы прошёл абсолютно такой же путь!
— Вячеслав Валерьевич, спасибо за интересную беседу. Мы желаем Вам творческих успехов и благодарных зрителей!
Фото из личного архива Вячеслава РЯЗАНЦЕВА