В рамках рубрики «Педагог — это звучит гордо!» мы побеседовали с преподавателем-организатором ОБЖ, преподавателем основ православной культуры и светской этики, наставником казачьего кадетского класса гимназии №7 «Ступени» Валерием Леонидовичем Алексеевым.
— Когда Вы начали преподавать в гимназии, Валерий Леонидович? Где жили и работали до этого?
— В Верхний Уфалей я приехал в прошлом году. А родился я в городе Урай Тюменской области. Туда судьба занесла моих предков — они были казаками, жили в Поволжье, а в 1930-е годы, в процессе «расказачивания», их вместе со многими другими семьями выселили на Урал. Моей бабушке, по рассказам которой я знаю об этом, тогда было 17 лет. До Челябинска добирались в основном пешком, оттуда переселенцев перевезли в Омск, а затем по Иртышу отправили в сторону Ханты-Мансийска. Условия были очень тяжёлые, бабушкина пятилетняя сестрёнка умерла во время этого плавания… Именно из-за происхождения моей семьи у меня впоследствии возник интерес к казачеству, его истории, который с годами только укреплялся. Начал искать информацию, что во времена моей юности, конечно, было гораздо сложнее. Сейчас выходит, и в бумажном, и в электронном виде, много книг о казаках.
Мои школьные годы прошли в селе Мугай Алапаевского района Свердловской области. После службы в армии я по совету своей бывшей учительницы решил попробовать поступить в Нижнетагильский государственный педагогический институт на заочное отделение и поработать в Мугайской школе. До того я некоторое время трудился помощником машиниста, но чувствовал, что это не моё. Меня всегда привлекала работа с людьми. Университет я окончил по специальности «учитель истории и социологии», во время учёбы увлёкся археологией. К настоящему времени побывал в 34 археологических экспедициях. Вообще, есть поговорка: «В экспедицию уезжаешь либо на один раз, либо на всю жизнь» — вот у меня второй случай. Бывал, например, на Шигирском торфянике в Свердловской области, где в своё время был найден знаменитый Шигирский идол — древнейшая в мире сохранившаяся деревянная статуя возрастом около 12 тысяч лет. А в 2007 году участвовал в раскопках на Коптяковской дороге, где были найдены останки детей из расстрелянной царской семьи — Алексея и Марии Романовых. До 2015 года информация о раскопках была секретной, участники даже давали подписки о неразглашении.
После окончания института я некоторое время работал в Каменске-Уральском, затем переехал в Курган. Там встретил свою будущую жену Надежду, мы создали семью, сейчас у нас двое сыновей — Дмитрий и Михаил. В Верхний Уфалей приехал по программе «Земский учитель» в августе 2022 года. Директор гимназии Лариса Михайловна Репета, предложившая мне работу, — очень деятельный и увлечённый человек, заинтересовала меня вакансией в этом учреждении. Важными аргументами были наличие в гимназии «Точки роста» с современным оборудованием и казачьего кадетского класса.
— Расскажите об этом классе (беседа проводилась в апреле 2023 года — прим. редакции).
— Он начал работу с сентября. На данный момент в классе 21 ребёнок. Девочек всего три, но они успешно справляются и в чём-то даже опережают мальчишек. Программа обучения в классе немного отличается от общей — например, ребята занимаются танцами, а на уроках музыки разучивают казачьи песни. Дети каждый день ходят в кадетской форме, дисциплина здесь более строгая, чем в обычных классах. Я занимаюсь патриотическим воспитанием и начальной военной подготовкой (изучаем топографию, приёмы оказания первой медицинской помощи, стрелковое оружие, выживание в природных условиях, строевую подготовку). На уроках труда дети изготовили деревянные шашки, которые теперь используем при обучении фланкировке.
Ожидается, что 9 мая ученики нашего класса будут стоять в почётном карауле у Вечного огня в сквере Победы. Кадеты уже участвуют в качестве знамённой группы в еженедельных церемониях вноса флага России и исполнения государственного гимна. Мы сотрудничаем с атаманом ВОКО «Второй казачий военный отдел» Оренбургского войскового казачьего общества Игорем Цыгановым и атаманом СКО «Станица Верхне-Уфалейская» Андреем Поляковым, с военно-патриотическим казачьим клубом «Есаулец» ЦДОД. Постоянно взаимодействуем и с комитетом ветеранов войны и военной службы Совета ветеранов ВГО, с местным отделением общественной организации «Боевое братство». Ветераны боевых действий проводят встречи с детьми, рассказывают им о военной службе.
— А с другими классами гимназии Вы работаете?
— Конечно. Я провожу мероприятия, посвящённые Дням воинской славы и различным памятным датам, прежде всего — связанным с Великой Отечественной войной. Участвуем и в городских мероприятиях: например, 15 февраля (это день вывода советских войск из Афганистана и День памяти воинов-интернационалистов) ученики 8А и 5К классов побывали на традиционном митинге в сквере Победы. Стараемся как можно чаще выступать на соревнованиях казачьих объединений. В ноябре команда девятиклассников, которой руководили мы с педагогом-организатором Виктором Александровичем Бабиковым, заняла третье место на региональных соревнованиях патриотической направленности «Казачья удаль».
— Ученикам Вы стараетесь передавать свой интерес к истории?
— Да, ведь настоящий патриотизм, любовь к Родине воспитывается именно благодаря знакомству с историей и культурой страны, в том числе подвигами и достижениями наших соотечественников. Ученикам 5К класса я много рассказываю об истории казачества. Для ребят всех возрастов важная тема — Великая Отечественная война, биографии пионеров-героев, комсомольцев-героев. Стараюсь не давать сухое изложение фактов, а вовлекать школьников в осмысление исторических событий. Например, после просмотра документального фильма о войне устраиваю обсуждение, задаю вопросы. Бывает, замечаешь, что ребёнок проникается рассказами, фильмами до слёз в глазах. Вот это по-настоящему ценно. Сейчас у меня один старшеклассник делает проект о знаменитом бое на высоте 776 в ходе Второй чеченской войны. И видно, что он не просто стремится получить хорошую оценку, а действительно погрузился в эту атмосферу, прочувствовал те события. К этому мы, учителя, и должны стремиться.
— Желаем Вам достижения всех поставленных целей. Спасибо за интересный рассказ!
Штрихи к портрету
— Пригождались ли Вам вне школы знания из курса ОБЖ?
— Они нужны в археологических экспедициях. Тут и разжигание костра, и ориентирование, и техника безопасности при раскопках… Ученикам всегда говорю, что курс ОБЖ по-настоящему усваивается именно в походных условиях — это совсем не то, что решать тесты в классе.
— Ваша самая интересная находка из экспедиции?
— Обнаруженная в Шигирском торфянике фигурка из рога лося, сделанная в эпоху неолита, около 7 тысяч лет назад. На одной стороне вырезано женское лицо, на другой — мужское. Работа очень тонкая, сейчас трудно представить, как люди делали такое простыми каменными инструментами.
— Кем бы Вы работали, если бы не стали учителем?
— Возможно, был бы военным — после службы в армии приходила такая мысль.
— Продолжите фразу: «Быть педагогом — это… ».
— …всегда быть молодым душой и знакомиться с интересными людьми.
Беседовала Анна ДУБОВКИНА
Фото: Станислав НЕКРАСОВ