Продолжаем рассказывать об уфалейских педагогах и их непростой многогранной работе. На этой неделе нашим собеседником стал учитель ОБЖ и технологии СОШ №1 Марат Рафилович Шакиров.
— Марат Рафилович, сколько Вы уже работаете в школе? И почему Вас заинтересовала нынешняя профессия?
— Работаю второй год, а решение о таком выборе профессии принял прежде всего благодаря моей жене Ларисе Анваровне, которая много лет преподаёт в СОШ №1 русский язык и литературу. Из наших разговоров я немало узнал о работе учителя. Доводилось и общаться с детьми, у которых жена вела уроки. Так что, когда появилась соответствующая вакансия, решил попробовать себя в этой сфере. В своё время я отслужил в армии, работал в милиции, затем был юристом, занимался вопросами охраны труда. Благодаря этому накопился обширный опыт, способный пригодиться при обучении детей основам безопасности жизнедеятельности.
Впрочем, с этого года я преподаю не только ОБЖ, но и технологию у мальчиков. Кроме того, вместе с Натальей Анатольевной Копрыковой веду занятия в объединении авиамоделирования, действующем на базе центра гуманитарного и цифрового развития «Точка роста». На мой взгляд, это крайне важная работа. Авиамоделирование очень увлекает ребят, а также пробуждает у них творческий интерес: к работе с деревом, к рисованию. Техническое творчество не только позволяет школьникам раскрыть свои таланты, но ещё и приучает к труду и взаимопомощи. Деятельность «Точки роста» направлена в том числе и на профориентацию. Благодаря разнообразным видам активности у детей больше возможностей понять, чем они хотят заниматься в будущем, и прямо сейчас получить некоторые полезные умения. Когда у нас начались занятия, среди учеников практически сразу появились те, кто брал на себя роль наставника, что-то объяснял и показывал другим. Думаю, было бы здорово, если бы все школьники меньше времени уделяли гаджетам и Интернету, и больше — общению, творчеству и развитию. Хочу напомнить родителям наших учеников, что важно ещё в юности, пока для этого есть много времени, найти себя и обрести любимую и нужную профессию. Поэтому надо наблюдать за своими детьми, замечать их способности и помогать эти способности проявить.
— Сейчас в школах большое внимание уделяется не только техническому творчеству, но и начальной военной подготовке. В каких военно-патриотических мероприятиях участвуют Ваши ученики?
— Таких мероприятий много как в Верхнем Уфалее, так и за его пределами. Например, в октябре наш юнармейский отряд «Импульс» принял участие в проходивших в ЦДО «Самоцветы» (пос. Нижний Уфалей) соревнованиях по стрельбе из пневматической винтовки, неполной разборке-сборке АК-74 и снаряжению магазина АК-74. Ребята из возрастной группы 15-17 лет заняли второе место. В личных зачётах Александр Черняев и Роман Кондратьев заняли первые места, Ирина Бахарева и Антон Запольских — третьи (все они — ученики 9К класса). А в прошлом году в Златоусте команда 10-11 классов одержала победу в соревнованиях «Туристическая полоса» в рамках областной военно-спортивной игры «Рубеж».
В августе этого года я сопровождал десятиклассников СОШ №1 на военных сборах в Чебаркуле, на базе войсковой части №89547. Юноши окунулись в армейскую жизнь — пять дней были наполнены знакомством с внутренним порядком, тактическими занятиями, строевой и физической подготовкой, стрельбой из автомата Калашникова. После сборов школьники возвращаются изменившимися. В такой обстановке они могут взглянуть на себя с новой стороны и учатся самостоятельности, что очень важно в наше время.
— Расскажите немного о своей службе в армии и системе МВД.
— Срочную службу я проходил в 1994-1996 годах в Пермском крае. Служил во Внутренних войсках, а после демобилизации и возвращения в Уфалей пошёл работать в милицию. После начала второй чеченской кампании нас, сотрудников ГОВД, стали отправлять в командировки в Чечню. Побывал там и я. В 2000 году три месяца провёл в Аргуне (наша группа сменила ту, в составе которой служил старшина милиции Николай Петров, погибший 4 апреля 2000 года). Службу проходил в качестве стрелка — участвовал в охране блокпостов, патрулировании города, различных рейдах. Обстановка была достаточно напряжённой, периодически случались боестолкновения.
— И как служба повлияла на Вас?
— Она закалила мой характер и показала, что по-настоящему важно в жизни. После тех месяцев я стал ещё больше ценить родных и близких. В какой-то степени я понимаю, что испытывают солдаты, участвующие в спецоперации. И всем ребятам, находящимся в зоне СВО, желаю скорейшего возвращения домой живыми и здоровыми.
Пожалуй, армия, милиция и командировка в Чечню повлияли на меня и в другом плане, определив то, чем я занимаюсь сейчас. После этого я начал задумываться о том, насколько важную роль в жизни человека играет военно-патриотическое воспитание, понял, что кто-то должен постоянно работать с детьми, прививая им уважение и любовь к Родине.
— Большое спасибо за интересную беседу, Марат Рафилович! Желаем новых идей и успехов в работе!
Штрихи к портрету
— Самое важное, чему Вы в детстве научились на уроках ОБЖ?
— Чтобы справиться с опасной ситуацией, нужно сохранять спокойствие и не паниковать.
— Ваш девиз?
— «Всегда оставаться человеком».
— Что бы Вы сказали старшеклассникам — будущим призывникам?
— Подготовку к службе в армии необходимо начинать ещё за несколько лет до 18-летия. Например, нужно заниматься спортом.
— Продолжите фразу: «Быть педагогом — это… ».
— …радость от того, что видишь, как у детей горят глаза от увлечённости новым делом.