Шестого ноября исполняется 97 лет с того дня, когда в торжественной обстановке был открыт в нашем городе (тогда посёлке Верхнеуфалейского завода) памятник «Рабочему».
Клодт. Да не тот
12 апреля 1918 года Совет народных комиссаров принял декрет «О памятниках Республики…», известный как Ленинский план монументальной пропаганды, в котором была поставлена задача «мобилизовать художественные силы… по выработке проектов памятников, долженствующих ознаменовать великие дни Российской социалистичекой революции».
…И вот уже отгремела Гражданская война. 1921 год. Полоса голода захватила уральские заводы. В конце года Верхнеуфалейский завод стоял из-за недостатка фуража, Нижнеуфалейский и Нязепетровский — из-за отсутствия продовольствия, Кыштымский и Карабашский не только стояли, но и очень мало шансов имели на скорое возобновление работы. Действовал только Каслинский завод, правда, испытывая большие трудности. Токари, слесари, чеканщики художественного литья делали зажигалки, с которыми ехали в деревни и выменивали их на продукты питания. Начали выпускать чугунные горшки, сковородки, очажные плиты, заслонки — начальный вклад в экономическое возрождение вышедшей из войны страны. Первая попытка восстановить производство прославленного каслинского литья была предпринята в 1920 году. Возрождению художественного литья на заводе уделялось большое внимание отделом изобразительных искусств Наркомпроса. Газета «Уральский рабочий» в 1921 году писала «Для придания изделиям большой художественной ценности на завод будут командированы из центра постоянный скульптор, мастер бронзолитейщик и чеканщик…». Вскоре на завод приехал скульптор К. А. Клодт.
Часто спрашивают, кто же он такой, этот Константин Александрович Клодт? Не тот ли, чьи кони на Аничковом мосту в Санкт-Петербурге? Нет, не тот, но имеет к тому, Петру Карловичу Клодту (увековечившему своё имя не только знаменитыми укротителями коней на Невском проспекте, в Неаполе и Берлине, но и скульптурными украшениями Исаакиевского собора, Летнего сада и других мест Петербурга), непосредственное отношение. В год смерти Петра Карловича, в 1867-м, родился его прямой потомок Константин, сын дочери Валентины и племянника Александра, который умножит славу фамилии и которого впоследствии назовут «одним из знаменитейших мастеров отечественной школы ваяния в металле». Судьба и творчество Константина Александровича тесно связаны с Уралом. Приехав в Касли, он руководил художественной школой, открытой при каслинском заводе, где вместе с сыном Петром и другими коллегами учил молодых рабочих рисованию, лепке, чеканке, ваянию.
«Героям, павшим за революцию…»
Идея установки памятника героям революции и Гражданской войны на Урале была высказана в 1921 году на одном из совещаний директоров заводов Горно-металлургического треста, контора которого находилась в Екатеринбурге. В решении было указано, что памятник нужно будет установить во всех заводских посёлках треста, участвовавших в Гражданской войне, а фигуру отлить на каслинском заводе. Начался тогда сбор денег по подписке на «свой» памятник погибшим товарищам.
Заказ на скульптуру был передан в мастерскую Гормета. Лепку фигуры поручили формовшикам П. Серегину и Г. Кулябину. После принятия комиссией эскиза лепщики приступили к выполнению из глины модели в натуральную величину. Отсутствие опыта в лепке задерживало изготовление скульптуры. Несколько раз начатая, она разваливалась, не удавалась лепка головы. К работам был привлечён Константин Александрович. Сделав наброски, эскизы к памятнику, общие исправления, заново вылепив голову фигуры, Клодт обратился к старым каслинским мастерам. Изготовить первую модель скульптуры «Рабочего» поручили искуснейшим литейщикам и формовщикам каслинского завода И. Д. Лазареву, М. И. Зацепину, М. А. Дунаеву. В отливке принял участие старейший формовщик завода С. М. Гилев. Модель делалась в натуральную величину. Её утвердили, отлили. И вот стоит он, молодой рабочий-воин Клодта, охраняя память павших за Советскую власть, в небольших населённых пунктах Челябинской и Свердловской областей (бывших тогда Уральской областью): Каслях, Ревде, Сысерти, Нижней Саране (близ Красноуфимска) — с 1922 года, Златоусте, Верхнем Уфалее — с 1923 года, Карабаше, Исе (в Нижнетуринском районе), Лысьве и Нижнем Уфалее — с 1924 года. В Полевском памятник «Рабочему» установлен в 1929 году.
На постаменте высится фигура молодого рабочего, одетого в блузу с засученными рукавами и распахнутым воротом. Левая рука его опирается на рукоятку молота, в правой он крепко сжимает винтовку. Он — полновластный хозяин страны. Ещё не сняты тяжёлые солдатские 6отинки, а на нём уже кожаный фартук рабочего, и он готов приступить к работе хоть сейчас.
Постамент состоит из трёх частей: ступенчатого основания, кирпичного блока и установленной на него цементной колонны с небольшой квадратной площадкой для статуи. Колонна опирается на чугунную базу, отлитую в виде лаврового венка, на всех четырёх гранях которой вмонтированы чугунные плиты с надписями: «Героям, павшим за революцию. 1918-1922 гг.». Такой постамент у памятников, находящихся в Нижнем Уфалее, Каслях, Сысерти. Архитекторы — Валенков и Горшков. У нас и в других городах постаменты различны. Объясняется это тем, что к возведению их привлекались местные архитекторы. В Верхнем Уфалее постамент памятника «Рабочему» выполнен в форме беседки — на трёх колоннах (их выкладывали из красного кирпича Иван Степанович и Алексей Степанович Анфилофьевы), расположенных по кругу, покоится плита со сферической крышей. В центре крыши — площадка, на которой и размещена скульптура. Но какими бы ни были различия в постаментах, на них гордо стоит он, Рабочий, напоминая нам о тех, кто сгорел в огне революции и Гражданской войны, о тех, кто в голоде, разрухе, с мечтой о светлом будущем собрал средства и установил этот памятник…
Валентина ЧЕРНЫХ, историк, краевед, ветеран редакции газеты «Уфалейский рабочий»