Сегодня, когда уфалейцы празднуют День железнодорожника, мы расскажем о трудовой династии Пономарёвых, которая насчитывает уже четыре поколения работников железной дороги.
С кого начиналась династия
Первым железнодорожником в семье был Данил Прокопьевич Пономарёв. До революции он служил на морском флоте в Кронштадте. Был кочегаром и, как позднее вспоминал, винтовку в руки впервые взял только во время самой Октябрьской революции, когда участвовал во взятии Зимнего дворца. Данил Прокопьевич прошёл всю Гражданскую войну, был представителем Красной армии при штабе Нестора Махно. А вот в Великую Отечественную ему воевать не довелось, так как в то время он трудился машинистом паровоза, а у машинистов имелась бронь, на фронт их не брали — они были слишком нужны в тылу. Машинистом Данил Прокопьевич работал с 1926 года.
Его сын, Геннадий Данилович, после окончания СОШ №12 в 1947 году начал обучение в трёхгодичной школе машинистов паровозов в Челябинске. Железные дороги в те годы находились на военном положении, поэтому выпускники школы получали воинские звания и носили погоны. Геннадий Данилович завершил обучение техником-лейтенантом службы тяги и в 1950 году начал работать машинистом в уфалейском паровозном депо (сейчас это пункт подмены локомотивных бригад). Позднее, в 1955-1957 гг., Геннадий Данилович прошёл очное обучение в техникуме, после чего стал машинистом-инструктором. В уфалейском депо он трудился до выхода на пенсию, всегда работал добросовестно и эффективно. Геннадий Данилович, ныне покойный, был обладателем звания Почётного железнодорожника. Знак «Почётному железнодорожнику» является высшей наградой для работников железнодорожного транспорта и сейчас для нашего города весьма редок. Геннадий Данилович вёл в депо и общественную работу, был председателем профкома, затем парторгом (без освобождения от основной работы).
На железную дорогу — вслед за родными
В паровозном депо Верхнего Уфалея работала и жена Геннадия Даниловича, Тамара Васильевна (её девичья фамилия — Воронина). У Тамары Васильевны в семье тоже были железнодорожники: четверо братьев её матери работали машинистами. Дяди и предложили устроить её на работу в паровозное депо. Девушка тогда ещё училась в восьмом классе СОШ №1, но перешла в вечернюю школу и в феврале 1953 года начала работать в депо в группе оперативно-технического учёта. Там она в дальнейшем трудилась 41 год (в том числе 20 лет, до ухода на пенсию, была заведующей группой). Бывшие коллеги по депо, сверстники её сыновей, до сих пор её помнят, радуются при встрече, интересуются делами. Там же, в депо,Тамара Васильевна познакомилась с будущим мужем — Геннадий Данилович, придя в группу учёта, увидел новую работницу и пригласил в кино. Молодые люди поженились в июне 1954 года, в 1955 году у них родился первенец, Александр, а в 1960 году — второй сын, Андрей. Тамара Васильевна рассказывает, что муж её был весёлым, словоохотливым человеком. В компаниях часто и хорошо пел, хоть и не участвовал в художественной самодеятельности. Знал много песен, особенно военных, а после рождения первого сына сам сочинил посвящённую этому событию песню, в которой были, в частности, такие слова: «Я гадаю, не смыкая век, кем ты проживёшь свой долгий век: летчиком, артистом или машинистом? Лишь бы был мой сын хороший человек».
Александр, как и его отец, учился в СОШ №12. Причём тогда учившиеся там юноши в старших классах помимо изучения общеобразовательной программы проходили курсы помощника машиниста тепловоза. После выпуска вместе с аттестатом получали права помощника машиниста. И, достигнув совершеннолетия, Александр Геннадьевич начал работать на железной дороге. В те годы перейти с должности помощника машиниста на должность машиниста было сложнее, чем сейчас, зачастую необходимо было долго ждать, пока освободится место. Александр Геннадьевич помощником машиниста проработал несколько лет, машинистом тепловоза стал в 1981 году. Как и отец, водил и пассажирские поезда, и грузовые. «Конечно, работа машиниста пассажирского поезда считается наиболее ответственной, и не каждому её доверят, но вести пассажирские поезда намного легче, — вспоминает Александр Геннадьевич. — После грузового это — как после самосвала пересесть на легковушку. И тормозить намного проще, чем когда у тебя за спиной километровый состав из 50 товарных вагонов общей массой в 3,5 тысячи тонн. Грузовой поезд даже при экстренном торможении с начала торможения до остановки проходит 800 метров. Естественно, машинист, ведущий такой поезд, должен особенно хорошо знать профиль своего участка и постоянно держать ситуацию под контролем».
В 1991 году Александр Геннадьевич перешёл на работу дежурного по депо. В этой должности и работал до выхода на пенсию в 2010 году. А сейчас на железной дороге трудится его сын Роман, который начинал работать в качестве помощника машиниста, затем был машинистом, но потом в силу производственной необходимости снова стал помощником машиниста. Второй сын Александра Геннадьевича, Даниил, свою жизнь с железной дорогой не связавший, сейчас живёт и работает в Екатеринбурге, у него есть восьмимесячный сын Кирилл. А сыну Романа, Александру, скоро будет 15 лет. Он учится в СОШ №1 и пока продолжать династию железнодорожников не планирует — собирается в военное училище.
Времена были разные
Второй сын Геннадия Даниловича и Тамары Васильевны, Андрей Геннадьевич Пономарёв, тоже много лет отдал железной дороге. Правда, стать машинистом ему не позволило зрение, но в 1979 году он устроился в вагонное депо (до этого около двух лет работал в механосборочном цехе метзавода). В депо начинал слесарем, затем был бригадиром, потом мастером. Проработал до 2010 года, после чего ушёл в железнодорожный цех «Уфалейникеля». Там работал слесарем подвижного состава до самого закрытия комбината в апреле нынешнего года. У Андрея Геннадьевича двое детей, дочь Наталья (которая в настоящее время живёт в Челябинске) и сын Михаил, но их работа к железной дороге отношения не имеет.
Впрочем, как рассказывает Тамара Васильевна, железнодорожников много не только среди Пономарёвых, но и среди их близких родственников. В общей сложности в семьях Пономарёвых, Ворониных, Кардаполовых, Чернушкиных, Туркиных и Агафоновых 22 работника железной дороги — 13 машинистов, пять инженеров, один работник вагонного депо и трое счётных работников.
Разумеется, за десятилетия работы на железной дороге Пономарёвы видели всякое. Были периоды, когда железнодорожные перевозки переживали подъём или, наоборот, упадок. Большое количество поездов шло через Верхний Уфалей в 50-60-е гг. прошлого века. Оживлённым было движение и в 80-е гг., а вот в 90-е начался спад. «Конечно, с пассажирскими перевозками не всё так плохо. Вот, например, с этого года через Уфалей начал ходить поезд из Челябинска до Москвы, чего раньше никогда не было, — отмечает Александр Геннадьевич. — Но грузооборот с 80-х годов упал. Через Уфалей железная дорога проходит в меридианальном направлении, сообщение осуществляется между севером и югом, а основные грузовые потоки сейчас идут между западом и востоком. К тому же, такова общая тенденция нашего времени: объём перевозок по железным дорогам сокращается, всё больше грузов везут автомобилями». Впрочем, всем железнодорожникам он желает не терять присутствия духа: «Мы уже много всего пережили. Как говорится, “и это пройдёт”».
Семья Пономарёвых поздравляет с профессиональным праздником всех уфалейских работников и ветеранов железной дороги, включая тех, кто трудился в железнодорожных цехах никелевого комбината и метзавода. Присоединяемся к этим поздравлениям. Здоровья, счастья и благополучия всем бывшим и нынешним железнодорожникам!