Сегодня мы расскажем о весьма разностороннем человеке. Это Леонид Григорьевич Николаев — коллекционер, фотограф-любитель, но прежде всего — увлечённый музыкант, который в шутку называет себя «варганавтом, диджеридустом и дарбукарием». И из нашей статьи вы узнаете, что означают эти загадочные слова.
Начало занятий музыкой
Леонид Николаев родился в Верхнем Уфалее 24 апреля 1969 года. Окончил Уральский государственный лесотехнический университет, получив специальность лесничего, и три года работал в Маукском лесничестве Уфалейского лесхоза. Потом трудился на мраморном карьере в пос. Октябрьском, затем, до выхода на пенсию, на никелевом комбинате: в кобальтовом цехе, где шесть лет был мастером, и в обжиговом. Именно во время работы на «Уфалейникеле» подружился с музыкантом, поэтом и автором песен Михаилом Тарасовым. Леонид с детства любил музыку, обладал чувством ритма, но музыкального образования не получил и не пытался научиться играть на каком-либо инструменте. Теперь же он заинтересовался. Вместе с Михаилом Тарасовым они приобретали музыкальные инструменты разных народов, игре на них учились по видео с «YouTube». Михаил и Леонид стали основными и постоянными участниками арт-студии «Узоры ветра», основанной в 2011 году. Коллектив исполняет этническую музыку, на данный момент тяготея прежде всего к славянским мотивам. Многие могли видеть и слышать «Узоры ветра» на городских концертах, в библиотеке им. А. Г. Туркина и историко-краеведческом музее, а несколько раз музыканты выступали на квартирниках в Екатеринбурге. Хотя сейчас это преимущественно Интернет-проект — участники ансамбля записывают аудио и видео своих песен и выкладывают в социальных сетях «ВКонтакте» и «Одноклассники». И продолжают совершенствоваться и учиться новому.

Леонид Николаев играет на варгане
Сам Леонид Николаев начинал играть на варганах и перкуссионных (ударных) инструментах, потом к ним добавились некоторые духовые. Варган — небольшой музыкальный инструмент в виде свободно колеблющегося в рамке язычка, приводимого в движение пальцем или дёрганием за нитку. Не все представляют себе, как выглядит варган, но почти каждый его слышал — пожалуй, никакие фильмы или передачи о северных шаманах не обходятся без этого монотонно-дребезжащего загадочно-потустороннего звука. Но, как объяснил Леонид Николаев, мнение о том, что на варганах играют только в Северной Азии — это заблуждение: «Инструменты с подобной конструкцией есть у множества народов на разных континентах. Я в своё время, изучая историю варгана, собрал полторы сотни названий этого инструмента. А голландские исследователи насчитали полторы тысячи названий по всему миру. Ещё скоморохи в Древней Руси с варганами ходили. Сейчас в мире есть различные школы мастеров, изготавливающих варганы, у каждой свои особенности. Манера игры тоже отличается в зависимости от национальных черт. Помню, как-то смотрел видео исполнителей из разных стран — очень интересная техника у венгров, у немцев музыка напоминает марши, у американцев — кантри…».
Звуки Африки и Австралии
Когда-то в коллекции Леонида было более 30 варганов, теперь он оставил три с самым лучшим звучанием. (Интересно, что большую часть варганов у него выменял другой коллекционер, Виктор Белов из Елабуги, в собрании которого на тот момент было около 400 варганов. В обмен отдал небольшую коллекцию чёток, а в дальнейшем Леонид и сам начал их собирать. Так что сейчас у него более 150 чёток с разным количеством бусин, из поделочных камней, дерева, пластика, янтаря и других материалов. Есть, например, мусульманские чётки, на заказ привезённые из Мекки, и христианские с частицей земли с Нового Афона). Всего за последние годы он играл на десятках инструментов, среди которых есть весьма экзотические (например, диджериду — деревянная труба австралийских аборигенов, которую многие исследователи считают древнейшим музыкальным инструментом на Земле, или западноафриканский барабан джембе).
Некоторые Леонид принёс с собой в редакцию — деревянные ложки, трещотку, европейские и азиатские глиняные свистульки, колокольчики, блок-флейту, русские погремушки-шаркунки (одну из них Леонид сделал на мастер-классе в городском музее, другую купил на Бажовском фестивале в Сунгуле), шейкер (маракас без ручки), бразильский инструмент кашиши в виде плетёной корзинки, в которой пересыпаются зёрна, украинский струмок, имитирующий шум воды, похожий на бубен бразильский пандейру, вьетнамский мо-нхип (варган, соединённый с трещоткой), тибетскую поющую чашу, африканскую калимбу (при игре на ней защипывают и отпускают тонкие металлические пластинки). Звуки всех этих инструментов ещё более необычны, чем внешний вид. На современного человека, отвыкшего от подобной музыки, они производят сильное впечатление и способны по-настоящему освежить мысли и чувства. «Один знакомый сказал, что есть инструменты, на которых играешь благодаря специальным знаниям и умениям, а есть те, на которых играешь собой, выражая свою внутреннюю музыку. И я выбираю обычно инструменты второго типа. На сцене я чаще всего импровизирую, мне нравится подыгрывать кому-то, подхватывая волну другого исполнителя и украшая её новым звучанием», — рассказывает Леонид.
Видео, где Леонид Николаев играет на этих музыкальных инструментах, можно посмотреть на наших страницах в социальных сетях: https://vk.com/gazetaufaley?w=wall-126498768_14773, https://ok.ru/ufaleyskyr/topic/153163975142814, https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=1310337592694585&id=100011550698562.
Радости и «Радость»
Этим возможности этнических инструментов не исчерпываются — на варгане Леонид может сыграть даже «Канкан» Оффенбаха. Но и экскурсами в классическую музыку он себя не ограничивает. Примерно пять лет назад Леонид присоединился к народному коллективу ансамблю национальных культур «Шатлык» («Радость») ГДК. Теперь играет там на варгане (по-татарски — кубызе), ложках, дарбуке (турецком барабане) и других инструментах. «Шатлык» неоднократно становился лауреатом областных и всероссийских фестивалей, есть у Леонида и личные награды — например, диплом лауреата Бажовского фестиваля. Кроме того, ансамбль регулярно выступает на Сабантуях в Верхнем Уфалее и близлежащих городах и посёлках. «Я стараюсь вникать в культуру другого народа, и не только музыкальную. Когда только пришёл в коллектив, знал два-три слова на татарском, теперь на слух понимаю, о чём говорят. Участники ансамбля — радушные люди, и руководитель Фатима Тухватуллина знает и любит своё дело». Сам он тоже оказал творческое влияние на коллектив — теперь там играют на ложках, причём самые первые уроки участникам «Шатлыка» дал Леонид, а некоторые участники ансамбля пробовали звонить в колокола. Ведь Леонид Николаев прошёл обучение в Верхнеуфалейской школе звонарей, получив диплом, и теперь периодически ведёт там мастер-классы и старается привлечь как можно больше людей к занятиям музыкой. Кстати, в школе звонарей (она находится в центре духовно-нравственного развития «Преображение» возле городского храма) продолжается приём учеников. Обучение там бесплатное.
Кроме того, у Леонида есть большая коллекция музыки в жанре нью-эйдж, который представляет собой сочетание электронной и этнической музыки. И несколько лет назад Леонид начал делиться этими композициями в соцсети «ВКонтакте», создавая отдельную группу о каждом музыканте или вступая в уже существующие. Всего он участвует в наполнении примерно 80 групп. Объединяет их группа «PEARLS OF MUSIC/ ЖЕМЧУЖИНЫ МУЗЫКИ», где можно найти репосты из всех остальных сообществ. Также Леонид выкладывает фотографии природы, сделанные им самим, и находит в Интернете снимки для групп о бабочках (которыми интересуется с детства) и других беспозвоночных животных. Тому, чтобы знакомить других людей с интересными фото и музыкой, он уделяет немало времени. Ведь, как гласит одно из его любимых изречений, «свеча ничего не потеряет, если от неё загорится ещё одна свеча».