На недавнем заседании Совета Федерации глава Министерства образования и науки РФ Ольга Васильева озвучила предложение ввести в школе новый предмет — шахматы. А что насчёт Верхнего Уфалея? Для школ нашего города уроки шахмат — неопределённое будущее или успешное настоящее? Поговорим об этом в «Теме номера».
По словам министра Ольги Васильевой, новый предмет планируется ввести в ближайшие два года, но может случиться и так, что уже с 1 сентября 2018 года он станет обязательным. Конечно, не стоит думать, что он появится сразу и во всех классах. На это не хватит ни денег, ни сил учителей. Ведь преподавать в каждой школе шахматы будут явно не гроссмейстеры, а обыкновенные учителя обычных школьных предметов.
Для начала программа обучения для 1-4 классов будет составлять один академический час в неделю. Программа простая, которая не потребует от учителя каких-либо дополнительных компетенций. Существующие методики таковы, что учитель начальных классов спокойно может научиться играть в шахматы сам и научить азам своих подопечных.
Нужен ли этот предмет в школе? Сложно дать однозначный ответ. Что именно должны развивать шахматы? Волевые качества? Но для этого в школе преподают физкультуру, где они и должны вырабатываться. Умение логически мыслить? Ведь именно это обычно считается самой сильной стороной данной игры. Но почему тогда не задуматься о введении в школе такого предмета, как логика, что и было бы вполне логично, простите за тавтологию? И преподавать его мог бы учитель математики и информатики, даже просто в рамках своего предмета.
Шахматами, как и любым другим видом спорта, а это и есть спорт, должны заниматься те, кто имеет заинтересованность, а другие вправе от него отказаться. И на что будет делаться основной упор в школе? На общее развитие, креативное мышление, или всё-таки на результат, выраженный в каких-либо призах и кубках?
Наверняка, будут и сторонники, и противники данного нововведения. Школьная программа, как считают многие родители, перегружена. В школах уже нередко у детей по семь уроков в день. Дополнительный час в неделю, пусть даже и факультативный, приведёт к ещё большей нагрузке. Но, как показывают исследования, у тех детей, которые играют в шахматы, успеваемость выше и знания прочнее. Уже многие регионы внедряют этот предмет в своих школах. В нашем городе тоже в одной школе начали учить этой игре. Это — СОШ №2.
«С первого сентября 2017 года в нашей школе в рамках внеурочной деятельности организованы занятия по шахматам. В игровой форме детям предлагается познакомиться сначала с логическими играми, а затем и с игрой в шахматы.
Мы придерживаемся мнения, что если шахматы внедрять в процесс обучения в школе, то со второго класса. У первоклассников и так очень насыщенная учебная программа: им необходимо научиться читать, писать, считать, познавать новые виды деятельности, у них полностью меняется режим жизни. Второклассники же знакомы с основами организации учебного труда, умеют читать и понимают смысл прочитанного. В этом возрасте им хочется новизны, так как школьные предметы для них уже становятся привычными.
Именно в этом возрасте шахматы позволяют формировать у школьников навыки самостоятельного принятия решений, навыки системного анализа, развивают логику, усидчивость, интеллект, самоконтроль, способность действовать в уме».
Директор СОШ №2 Алёна Мухина
Глас народа
«Идея хорошая»
Если с 1 сентября 2018 года в начальных классах введут дополнительный предмет «Шахматы», как вы к этому отнесётесь? С таким вопросом мы обратились к родителям детей начального звена.
Николай, 36 лет:
— Это что-то новое. Моё мнение такое, что, прежде чем вводить новые предметы, надо как-то упорядочить уже существующие. Не рано ли детям преподавать «Основы религиозных культур и светской этики»? У меня ребёнок в 4 классе проходит этот предмет. Я не против игры в шахматы, но если ребёнку неинтересна эта игра, то какие оценки ему будут ставить? И быть в отстающих из-за шахмат — звучит смешно.
Юлия, 31 год:
— По мне, так идея хорошая. Шахматы не только развивают умение логически мыслить, но и способствуют усидчивости и терпению, а эти качества надо развивать с начальной школы. Я, правда, не знаю, будет это обязательный предмет или нет. Просто во внеурочное время мало кто из детей будет оставаться на дополнительные занятия. А если он будет обязательным, то как учитель будет оценивать знания? Не думаю, что в школе много учителей-шахматистов.
Виктория, 32 года:
— Я не думаю, что противников этой идеи будет много. Ведь все знают шахматы, как игру интеллектуалов. Для развития правильного, последовательного мышления лучшего предмета не найти. Только у меня, как у родителя второклассника, есть вопрос: а инвентарь кто будет приобретать? Школа или за счёт средств родителей? Если это будет дополнительный урок, то не будет ли он платным?
Тамара, 37 лет:
— Шахматы в школе, как отдельный предмет, мне кажется, не нужны. Если это будет простой кружок или секция, то пожалуйста. Кто хочет, тот пусть ходит. Зачем моим детям, а у меня два ребёнка, на данный момент они учатся в начальной школе, дополнительные уроки? Нам тяжело даётся и простая программа, а ещё загружать их шахматами… Я не согласна.
Олег, 29 лет:
— У меня дочь на следующий год пойдёт в первый класс. По большому счёту, я не против нововведения. Интересная и здравая мысль. Я, к слову сказать, уже учу дочь этой игре. Пока только показываю, как правильно ходят фигуры, но ведь и начинать надо с азов. Я сам начал играть в шахматы с пяти лет и считаю — они мне очень помогли в школе, а затем и в институте. Стратегическое и логическое мышление всегда пригодятся.
Мнение эксперта
Уроки шахмат — уже реальность
Лариса Репета, управляющий управлением образования ВГО:
— Стремительный рост объёмов научной информации, новые тенденции в образовании оказывают прямое влияние на педагогическую науку и практику. Проект «Шахматный всеобуч» был поддержан правительством Челябинской области и министерством образования и науки Челябинской области.
В нашем городе Александр Щетинин вместе с Екатериной Блиновой, которая возглавляла гимназию №7 «Ступени», в 1996 году начали обучать детей шахматам. И по сей день в гимназии ребята занимаются шахматами в рамках дополнительного образования. Кроме того, кружки по шахматам работают на базе СОШ №1, а также в детском саду №17 «Журавлик» и на базе Центра дополнительного образования детей. На реализацию «Шахматного всеобуча» из средств областного бюджета выделено по 90 тысяч рублей каждому муниципалитету. В рамках выделенных субсидий в школах создана вся необходимая учебно-методическая и материальная база: приобретены учебно-методические комплексы, наборы шахмат для обучающихся и демонстрационные магнитные шахматные доски.
Занятия шахматами оказывают положительное влияние на развитие познавательных процессов детей, ребятам легче даётся обучение в школе: развиваются все психические и познавательные процессы.
Для того, чтобы подтвердить это, мы проводим мониторинг влияния занятия шахматами на развитие познавательных процессов: памяти, внимания, работоспособности, интеллекта, умения планировать и прогнозировать результат. Уже был проведён первичный мониторинг. Участвуют в мониторинге две школы: СОШ №2, в которой реализуется проект, и СОШ №5, в которой взяли контрольную группу ребят для сравнения. Исследования проходят как ребята, занимающиеся шахматами, так и те, которые не занимаются, но стартовые условия групп одинаковые.
Уверены, что результаты по итогам учебного года будут положительными. И, следовательно, мы постараемся по максимуму реализовать проект в школах и детских садах.