Нужны ли школьникам уроки шахмат?

На недавнем заседании Совета Федерации глава Министерства образования и науки РФ Ольга Васильева озвучила предложение ввести в школе новый предмет — шахматы. А что насчёт Верхнего Уфалея? Для школ нашего города уроки шахмат — неопределённое будущее или успешное настоящее? Поговорим об этом в «Теме номера».

По словам министра Ольги Васильевой, новый предмет планируется ввести в ближайшие два года, но может случиться и так, что уже с 1 сентября 2018 года он станет обязательным. Конечно, не стоит думать, что он появится сразу и во всех классах. На это не хватит ни денег, ни сил учителей. Ведь преподавать в каждой школе шахматы будут явно не гроссмейстеры, а обыкновенные учителя обычных школьных предметов.

Для начала программа обучения для 1-4 классов будет составлять один академический час в неделю. Программа простая, которая не потребует от учителя каких-либо дополнительных компетенций. Существующие методики таковы, что учитель начальных классов спокойно может научиться играть в шахматы сам и научить азам своих подопечных.

Нужен ли этот предмет в школе? Сложно дать однозначный ответ. Что именно должны развивать шахматы? Волевые качества? Но для этого в школе преподают физкультуру, где они и должны вырабатываться. Умение логически мыслить? Ведь именно это обычно считается самой сильной стороной данной игры. Но почему тогда не задуматься о введении в школе такого предмета, как логика, что и было бы вполне логично, простите за тавтологию? И преподавать его мог бы учитель математики и информатики, даже просто в рамках своего предмета.

Шахматами, как и любым другим видом спорта, а это и есть спорт, должны заниматься те, кто имеет заинтересованность, а другие вправе от него отказаться. И на что будет делаться основной упор в школе? На общее развитие, креативное мышление, или всё-таки на результат, выраженный в каких-либо призах и кубках?

Наверняка, будут и сторонники, и противники данного нововведения. Школьная программа, как считают многие родители, перегружена. В школах уже нередко у детей по семь уроков в день. Дополнительный час в неделю, пусть даже и факультативный, приведёт к ещё большей нагрузке. Но, как показывают исследования, у тех детей, которые играют в шахматы, успеваемость выше и знания прочнее. Уже многие регионы внедряют этот предмет в своих школах. В нашем городе тоже в одной школе начали учить этой игре. Это — СОШ №2.

«С первого сентября 2017 года в нашей школе в рамках внеурочной деятельности организованы занятия по шахматам. В игровой форме детям предлагается познакомиться сначала с логическими играми, а затем и с игрой в шахматы.

Мы придерживаемся мнения, что если шахматы внедрять в процесс обучения в школе, то со второго класса. У первоклассников и так очень насыщенная учебная программа: им необходимо научиться читать, писать, считать, познавать новые виды деятельности, у них полностью меняется режим жизни. Второклассники же знакомы с основами организации учебного труда, умеют читать и понимают смысл прочитанного. В этом возрасте им хочется новизны, так как школьные предметы для них уже становятся привычными.

Именно в этом возрасте шахматы позволяют формировать у школьников навыки самостоятельного принятия решений, навыки системного анализа, развивают логику, усидчивость, интеллект, самоконтроль, способность действовать в уме».

Директор СОШ №2 Алёна Мухина

Глас народа

«Идея хорошая»

Если с 1 сентября 2018 года в начальных классах введут дополнительный предмет «Шахматы», как вы к этому отнесётесь? С таким вопросом мы обратились к родителям детей начального звена.

Николай, 36 лет:

— Это что-то новое. Моё мнение такое, что, прежде чем вводить новые предметы, надо как-то упорядочить уже существующие. Не рано ли детям преподавать «Основы религиозных культур и светской этики»? У меня ребёнок в 4 классе проходит этот предмет. Я не против игры в шахматы, но если ребёнку неинтересна эта игра, то какие оценки ему будут ставить? И быть в отстающих из-за шахмат — звучит смешно.

Юлия, 31 год:

— По мне, так идея хорошая. Шахматы не только развивают умение логически мыслить, но и способствуют усидчивости и терпению, а эти качества надо развивать с начальной школы. Я, правда, не знаю, будет это обязательный предмет или нет. Просто во внеурочное время мало кто из детей будет оставаться на дополнительные занятия. А если он будет обязательным, то как учитель будет оценивать знания? Не думаю, что в школе много учителей-шахматистов.

Виктория, 32 года:

— Я не думаю, что противников этой идеи будет много. Ведь все знают шахматы, как игру интеллектуалов. Для развития правильного, последовательного мышления лучшего предмета не найти. Только у меня, как у родителя второклассника, есть вопрос: а инвентарь кто будет приобретать? Школа или за счёт средств родителей? Если это будет дополнительный урок, то не будет ли он платным?

Тамара, 37 лет:

— Шахматы в школе, как отдельный предмет, мне кажется, не нужны. Если это будет простой кружок или секция, то пожалуйста. Кто хочет, тот пусть ходит. Зачем моим детям, а у меня два ребёнка, на данный момент они учатся в начальной школе, дополнительные уроки? Нам тяжело даётся и простая программа, а ещё загружать их шахматами… Я не согласна.

Олег, 29 лет:

— У меня дочь на следующий год пойдёт в первый класс. По большому счёту, я не против нововведения. Интересная и здравая мысль. Я, к слову сказать, уже учу дочь этой игре. Пока только показываю, как правильно ходят фигуры, но ведь и начинать надо с азов. Я сам начал играть в шахматы с пяти лет и считаю — они мне очень помогли в школе, а затем и в институте. Стратегическое и логическое мышление всегда пригодятся.

Мнение эксперта

Уроки шахмат — уже реальность

Лариса Репета, управляющий управлением образования ВГО:

— Стремительный рост объёмов научной информации, новые тенденции в образовании оказывают прямое влияние на педагогическую науку и практику. Проект «Шахматный всеобуч» был поддержан правительством Челябинской области и министерством образования и науки Челябинской области.

В нашем городе Александр Щетинин вместе с Екатериной Блиновой, которая возглавляла гимназию №7 «Ступени», в 1996 году начали обучать детей шахматам. И по сей день в гимназии ребята занимаются шахматами в рамках дополнительного образования. Кроме того, кружки по шахматам работают на базе СОШ №1, а также в детском саду №17 «Журавлик» и на базе Центра дополнительного образования детей. На реализацию «Шахматного всеобуча» из средств областного бюджета выделено по 90 тысяч рублей каждому муниципалитету. В рамках выделенных субсидий в школах создана вся необходимая учебно-методическая и материальная база: приобретены учебно-методические комплексы, наборы шахмат для обучающихся и демонстрационные магнитные шахматные доски.

Занятия шахматами оказывают положительное влияние на развитие познавательных процессов детей, ребятам легче даётся обучение в школе: развиваются все психические и познавательные процессы.

Для того, чтобы подтвердить это, мы проводим мониторинг влияния занятия шахматами на развитие познавательных процессов: памяти, внимания, работоспособности, интеллекта, умения планировать и прогнозировать результат. Уже был проведён первичный мониторинг. Участвуют в мониторинге две школы: СОШ №2, в которой реализуется проект, и СОШ №5, в которой взяли контрольную группу ребят для сравнения. Исследования проходят как ребята, занимающиеся шахматами, так и те, которые не занимаются, но стартовые условия групп одинаковые.

Уверены, что результаты по итогам учебного года будут положительными. И, следовательно, мы постараемся по максимуму реализовать проект в школах и детских садах.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Политика конфиденциальности и защиты информации

Оставляя данные на сайте, Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности и защиты информации.

Защита данных

Администрация сайта ГазетаУфалей.рф не может передать или раскрыть информацию, предоставленную пользователем при регистрации и использовании функций сайта третьим лицам, кроме случаев, описанных законодательством страны, на территории которой пользователь ведет свою деятельность.

Получение персональной информации

Для коммуникации на сайте пользователь обязан внести некоторую персональную информацию. Для проверки предоставленных данных, сайт оставляет за собой право потребовать доказательства идентичности в онлайн или офлайн режимах.

Использование персональной информации

Сайт использует личную информацию Пользователя для обслуживания и для улучшения качества предоставляемых услуг. Часть персональной информации может быть предоставлена банку или платежной системе, в случае, если предоставление этой информации обусловлено процедурой перевода средств платежной системе, услугами которой Пользователь желает воспользоваться. Сайт прилагает все усилия для сбережения в сохранности личных данных Пользователя. Личная информация может быть раскрыта в случаях, описанных законодательством, либо когда администрация сочтет подобные действия необходимыми для соблюдения юридической процедуры, судебного распоряжения или легального процесса необходимого для работы Пользователя с Сайтом. В других случаях, ни при каких условиях, информация, которую Пользователь передает Сайту, не будет раскрыта третьим лицам.

Коммуникация

После того, как Пользователь оставил данные, он получает сообщение, подтверждающее его успешную регистрацию. Пользователь имеет право в любой момент прекратить получение информационных бюллетеней воспользовавшись соответствующим сервисом в Сайте.

Ссылки

На сайте могут содержаться ссылки на другие сайты. Сайт не несет ответственности за содержание, качество и политику безопасности этих сайтов. Данное заявление о конфиденциальности относится только к информации, размещенной непосредственно на сайте.

Безопасность

Сайт обеспечивает безопасность учетной записи Пользователя от несанкционированного доступа.

Уведомления об изменениях

Сайт оставляет за собой право вносить изменения в Политику конфиденциальности без дополнительных уведомлений. Нововведения вступают в силу с момента их опубликования. Пользователи могут отслеживать изменения в Политике конфиденциальности самостоятельно.

*