В Российской Федерации с 1 июля 2021 года станет доступна процедура досудебного обжалования решений федеральных органов.
Всего в этот перечень вошли 19 госорганов, включая МЧС, ФНС, Роскомнадзор, Ростуризм, Роструд, Роспотребнадзор, Росздравнадзор, Ространснадзор, ФССП и Минпромторг.
Подать жалобу до обращения в суд смогут юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, в отношении которых было назначено или проведено мероприятие по государственному контролю (надзору).
Предметом жалобы может стать:
— нарушение процедуры проверки;
— нарушение порядка назначения проверки;
— несогласие с мерами, назначенными контролёром;
— несогласие с нарушениями, представленными в акте проверки;
— несогласие с действиями должностного лица в рамках проверки.
Подать жалобу в контрольный орган можно на портале госуслуг и там же отследить все этапы её рассмотрения.
Чтобы подать жалобу:
- Зайдите на портал госуслуг с использованием подтверждённой учётной записи ЕСИА контролируемого лица. Жалоба от имени юридического лица подаётся его руководителем или сотрудником, которому он делегировал это право в личном кабинете портала.
- Выберите номер обжалуемой проверки, опишите суть жалобы, приложите необходимые материалы. Найти номер проверки можно в «Едином реестре проверок» или в личном кабинете портала в разделе «Контроль и надзор».
- Подпишите и отправьте жалобу. Юридическому лицу потребуется подписать обращение усиленной квалифицированной электронной подписью.
Далее в течение суток в личном кабинете портала госуслуг или на электронную почту придёт уведомление о регистрации жалобы. Не позднее пяти рабочих дней обращение будет принято к рассмотрению или вам придёт мотивированный отказ.
Ответить на жалобу должны в течение 20 рабочих дней. Этот срок может быть однократно продлён — также на 20 рабочих дней.
Такая норма сократит время и финансы бизнеса и значительно разгрузит суды, поскольку раньше единого порядка разрешения споров не было: сроки и процедуры рассмотрения жалоб каждое ведомство устанавливало самостоятельно.